Другой принцип: несмотря на разницу в возрасте н системе ценностей, любое взаимоотношение с ребенком должно строиться с позиции взрослого человека, со взрослой эмоциональностью и даже разумной агрессивностью. Своей трех или четырехлетней дочери, если мы спорим, я высказывал свое мнение таким образом: "Как можно в августе по пляжу ходить в сапогах? Ты, по-моему, просто глупая… Хотя, делай как знаешь". Или: "Одиннадцать ночи, а ты хочешь смотреть телевизор. Иди-ка ты спать, у меня нет времени на твои капризы".
Или: "Ну ладно, не притворяйся, что ты маленькая. Говори как следует". "Ты хочешь со мной в кино вечером? А вдруг ты там описаешься? Представляешь, какой запах будет? Если уж ты хочешь права, как у взрослых, тогда выполняй и их обязанности". Все это должно сопровождаться подтверждением нашей любви к ребенку. Он должен всегда знать, что взрослые видят его реальный потенциал и что там, где он может расти, его будут стимулировать, а там, где он еще беспомощен, ему помогут. К сожалению, слишком часто детям удается обмануть взрослых н сесть им на шею. Со стороны взрослых крайне непорядочно поддаваться этому.
Когда ребенок заболевает и ему требуется специальный уход, поведение членов семьи должно быть очень осмотрительным н ответственным. Уделяя внимание точности диагноза н правильности лечения, в то же время следует подчеркнуть ограничения, которым подвергается больной. Прежде чем проявлять излишнюю теплоту н доводить ребенка до того, что в болезни он увидит преимущество п чтобы не делать его предрасположенным к психосоматическим неврозам в последующей жизни, следует убедить его, что болезнь влечет за собой потерю конкретных преимуществ. Тогда ребенок поймет, что болезнь ограничивает жизнь. Подчеркивая свою любовь к больному ребенку, следует в то же время обозначить, что во время болезни у него меньше возможностей, чем у здоровых братишек или сестренок.
Назначение игрушки и смысл слова "нет"
Ребенок овладевает игрой как чисто человеческим занятием, он занимается ей неопосредованно, из чувства любопытства, он объектирует самого себя, чтобы увидеть себя другим, чтобы быть вместе, чтобы развиваться в определенном контексте; не для того, чтобы доминировать или добиться какой-либо выгоды посредством воздействия па определенные элементы. Он не отделяет себя от предметов, с которыми контактирует, и от многочисленных способов взаимодействия с этими предметами и с различными аспектами мироздания, он чрезвычайно серьезен. Разница между играющим ребенком и работающим взрослым заключается в том, что последний выбирает в любой ситуации контекст, который должен привести его к выгоде. Истинных ученых, гениев отделяет от остальных людей то, что они изучают свой предмет ради любопытства, не отклоняясь от избранного пути.
Взрослые совершают ошибку, когда дают детям играть игрушки или что-нибудь для развлечения. Привыкая к самой идее игрушки, как чего-то несерьезного, ненастоящего, ребенок склонен к отчуждению, к социальной шизофрении, к дихотомии. Через игрушки он не способен познать, где внешняя, а где внутренняя сторона предмета. Вмешательство взрослого представляет собой проекцию его ложной перспективы, и, принимая се, ребенок рискует стать шизофреником.