Как и рассказано об этом в книге Джованьоли, в упорной и кровопролитной борьбе армия Спартака потерпела поражение; сам Спартак, геройски сражаясь, пал на поле боя. Шесть тысяч рабов в знак торжества победителей были распяты на крестах, расставленных вдоль дороги, ведущей из Капуи — города, где началось восстание, — и вплоть до Рима. Восстание было подавлено, потоплено в крови, но отдельные отряды и группы восставших рабов бродили по Италии еще несколько лет.
Таковы итоги движения. Восстание рабов под руководством Спартака окончилось, как мы видим, поражением. И несмотря на это, оно имело огромное историческое значение. Восстание Спартака показало прежде всего, как далеко зашли, в какой степени обострились противоречия между двумя основными классами римского общества — рабами и рабовладельцами. Причем это восстание вспыхнуло на сей раз не где-то в отдаленных провинциях, а в самом центре римского государства и приобрело неслыханный еще размах и масштабы.
С другой стороны, восстание Спартака показало, что рабы не могли добиться решающей победы в то время. Ведь неслучайно не только это восстание, но и предшествующие ему движения рабов в Сицилии оканчивались неудачей. Во-первых, слишком велико было неравенство сил — римское государство располагало первоклассной армией и неисчерпаемыми людскими резервами. Во-вторых, восставшие рабы выступали всегда стихийно — они не имели ясной политической цели и программы, они стремились к личному освобождению, но не к уничтожению рабовладельческого строя в целом и потому, по выражению В. И. Ленина, «…даже в наиболее революционные моменты истории всегда оказывались пешками в руках господствующих классов»[3].
И наконец, восстание Спартака показало, что и в те отдаленные времена среди угнетенных и бесправных не только было живо, но и оказалось великой движущей силой стремление к самому простому и вместе с тем самому высокому общечеловеческому идеалу — к свободе. Поэтому непреходящее, неумирающее значение восстания рабов под руководством Спартака заключается в том, что — пусть стихийно, пусть без «программы» — огромные массы угнетенных и обездоленных поднялись на отчаянную, героическую борьбу за свободу, за независимость, за человеческое достоинство.
В заключение — очень коротко об авторе романа «Спартак» Джованьоли и об исторической достоверности самого романа.
Рафаэлло Джованьоли был активным участником того национально-освободительного движения, которое развернулось в Италии в 60—70-х годах прошлого века. В те времена Италия страдала от государственной раздробленности и от иноземного порабощения. Мелкие княжества и области, на которые распадалась страна, находились под властью австрийцев. Во владениях римского папы (так называемая Папская область) стояли французские интервенты.
С 1859 года начинается открытая революционная борьба итальянского народа против иноземных захватчиков, против светской власти римского папы, борьба за объединение Италии. В этой борьбе огромную роль сыграли патриотически настроенные отряды, руководимые национальным героем Италии Джузеппе Гарибальди.