Мандевиль считал, что мир сотворен Богом, но развивался под действием своих собственных законов. Мандевиль утверждал, что голод, нужда, инстинкт продолжения рода пробудили стремление к сытости и отдыху, страх перед тяжким трудом развил леность, жадность, эгоизм, стремление к власти. Основу личности человека и жизни общества составляет не доброе начало, а злое. Счастье достигается не осуществлением нравственных идеалов, а их попранием.
Мандевиль полагал, что человеку свойственны корысть, упрямство, хитрость и другие пороки. Он пишет: «То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами – является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения, здесь мы должны искать источник всех искусств и наук, и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не исчезнуть совсем». По его мнению, доброта, красота и некоторые другие положительные качества людей являются лишь фикциями. Человеческие пороки вечны и не зависят от принадлежности человека к тому или другому обществу.
Как врач Мандевиль специализировался по нервным и психическим заболеваниям.
Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751 гг.) – врач по профессии и выдающийся французский философ-материалист.
Увековечила имя Ламетри его книга «Человек – машина», в которой он провозгласил принцип изучения жизненных процессов на основе опытов, призывая ученых к изучению физиологии на материалистической основе. Вместе с тем он доказывал, что люди являются «искусно настроенными организмами». Он призывал изучать человека с учетом механики тела. В его понятии, человек – это «чувствующая» машина. Ламетри дал несколько определений человеку, но все они были связаны с понятием машины: «Люди – это перпендикулярно ползающие машины», «Люди – просвещенные машины».
В формировании человека от рождения имеет значение его прирожденная конституция, на современном языке – это генетические данные, унаследованные от родителей, считал Ламетри. Он придавал большое значение органам чувств как достоверным источникам знаний, преувеличивая их значимость и отрывая последние от абстрактного мышления.
Мыслительная деятельность, по Ламетри, заключалась в сравнении и комбинировании представлений, полученных в результате ощущений и сохраненных в памяти. Всякое суждение возможно при сравнении между собой двух представлений. Сравнение возможно, если есть память, если ее нет, то не может быть и суждения. Ламетри придавал большое значение в процессе познания и развития интеллекта языку, в котором он видел систему знаков, изобретенных людьми.
В области этики он стоял на позициях гедонизма, т.е. добром считал все то, что приносит наслаждение человеку и избавляет от страданий, а злом все то, что ведет к страданиям.
Ламетри механически истолковывал причины поведения людей в различных условиях изменения их характера, объясняя происходящие изменения биологическими причинами. Он считал, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических заболеваний. Ламетри полагал, что с помощью просвещения можно исправить нравы народа, и тогда предрассудки искоренятся сами собой, а всеобщее благополучие наступит в результате распространения передовых идей.