Тогда, в октябрьские дни 1918-го, мы не знали, как лечить «американку». Предложенное профессором Гедройц замещающее переливание крови стабилизировало состояние больного. Недостатка в крови для государя не было. Гвардейцы всех полков Москв, готовы были отдать кровь государю. Даже горцы Дикой дивизии, по вере своей считающие, что, отдавая кровь, они отдают душу, с готовностью шли на это для Михаила. Мы, особенно после горьких слов государыни, спешили. Состояние государя было критическим. В этой спешке мы не сразу поняли, что переливаем кровь недавно привитых от оспы. В смятении мы прекратили процедуру и стали искать чистых доноров, но состояние государя стало резко ухудшаться. И тогда профессор Сперанский своею волею вошел в карантинную зону и приказал делать взаимное переливание крови от него Государю и от государя ему. Тем самым он надеялся дать нам время найти нужных доноров, и, прогоняя через себя кровь реципиента, насытить ее кислородом, разбавить вирус в общем увеличившемся объеме кровотока, снизив общее его содержание у больного. Три часа кровеносные системы врача и больного были одним целым. Государю явно становилось лучше, но у Сперанского появились первые явные признаки болезни. Мы как раз нашли достаточное число доноров: не привиты от оспы были монахи и монахини московских монастырей. Именно их кровь переливалась в следующие дни государю.
Сегодня многие пытаются гадать – что же спасло императора Михаила тогда: наука или чудо? Всенощная молитва государыни на праздник Покрова Богородицы, «кровь святых старцев» или гениальность и самоотверженность врачей… Я еще повторю вам: мы делали все что могли, но что нужно делать, мы не знали!
В те дни я еще более уверовал в то, что «Дела» без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей. Там у постели государя мы сделали много ошибок, но именно через их череду Господь вывел нас к излечению.
Теперь, после многих лет исследований, мы можем предполагать, что привнесение в организм больного оспы вызвало, как назвал это государь, «интерференцию вирусов». А вымывание молодой крови больного кровью стариков снизило иммунное самоизнурение организма. Но мы по-прежнему не знаем этого твердо. Но одно могу сказать: вера благословенной нашей государыни, верность врачебному долгу врачей, деятельное сострадание ближнему доноров и беспримерный подвиг самопожертвования лейб-медика Сперанского спасли тогда государя.
Врач должен помнить всегда, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Вспоминайте это, когда будете спасать своих больных, вспоминайте подвиг Сперанского, и помните, что только поступком, не бездельем, а делом можно получить от Господа шанс победить болезнь.
Вместо эпилога
Империя Единства. Россия. Москва. Дом Империи. 25 октября 1918 года
Равномерно шумел водопад, переливами звучали птичьи трели, качались в потоках воздуха раскидистые листья пальм, где-то орал дурным голосом говорящий попугай. Кресло, солнце светит. Лепота! Идиллия!