— Ах ты, винный, хмельной колодец! Что ж в тебе нет чистой водицы? Аль всю воду конь выпивал? Грязь копытами выбивал? Пойду ли, выйду ль я, да, в лес да по малинушку… Сорву ли, вырву ль я, да, виноградну ягоду…
Так запел Китаврул. А потом зашатался и, упав на землю, допел:
— Ай же ты, виноградная ягода! Ты меня совсем опьянила! Кинусь-брошусь я батюшке на руки — мне не спится и не лежится… Кинусь-брошусь я матушке на руки — мне не спится и не лежится… Кинусь-брошусь я к милой на руки — мне и спится здесь, и лежится…
И тогда Китаврул заснул рядом русалочкой. И тотчас подошёл к нему Месяц Ясный и сковал волшебника цепью.
Много ль, мало ли времени миновало — пробудился от сна волшебник. И увидев, в какую попал переделку, стал молить он Ясного Месяца:
— Отпусти ты меня на волюшку! И тогда я исполню всё, что пожелаешь!
И он дал нерушимую клятву в том. И сказал ему тогда Ясный Месяц:
— Ай же ты, волшебник Китаврулушка! Ты добудь для меня Зарю-Зареницу. Ты похить её у великого Хорса!
И взялся Китаврул за то дело хитрое, исполняя желание Месяца.
И построил он скоро летучий корабль с крыльями-парусами златопёрыми. Изукрасил нос и корму чистым златом. И иссёк борта его частым жемчугом и каменьями самоцветными. Застелил его алою парчою.
Посадил в корабле сад чудесный. И цветы, и деревья росли в том саду, и свивались лозы виноградные. И средь сада того волшебного он поставил кроватку тесовую со застеленною периною.
Рядом же установил он золоченый стол, застелил его камчатой скатертью. На столе разложил яства разные, меж напитков — вино забудящее.
И поплыл Китаврул к терему Зари по небесному своду синему, к острову Златой Радостее, где златые яблоки спеют.
А приплыв, явился перед Зарею. Мужа же её, бога Хорса, на то время в тереме не было. Разъезжал он по небу в златой колеснице, озаряя всё поднебесье.
И сказал Китаврул Заре-Заренице:
— Здравствуй же ты, Зорька Ясная, чудо-девица распрекрасная! Принимай подарочки дорогие! И шелка, и золото, и самоцветы! Заходи на корабль мой чудесный, покатаемся мы в море облаков!
И тогда Китаврул на корабль проводил молодую Зарю-Зареницу. И привёл её в распрекрасный сад, и сажал за стол золочёный.
И давал он царице золоченный ковш, предложил ей выпить напиточек. Выпивала Заря-Зареница пития того забудящего, и забыла она Хорса светлого. В сердце влилась остуда к постылому мужу, разгорелась любовь к Ясну Месяцу…
И сказал Китаврул молодой Заре:
— Поплывём мы к Ясному Месяцу! Месяц так пожелал, чтобы ты была в его царстве звёздном царицею! Чтоб считала ты звёзды частые в тереме его златоверхом!
Отвечала Китаврулу Ясная Заря:
— Коль поедем мы по горам и долам — Хорс нас лютым зверем настигнет. Полетим на крыльях пчелиных — Ясным Соколом долетит. В синем море — догонит Щукой…
Успокоил её мудрый Китаврул:
— Ты не бойся, Заря-Зареница! Напущу я в море туманы, в небеса напущу тучи тёмные. Не увидит нас златоокий Хорс!
Поднимал Зарю Китаврул на корабль. На крова-точку клал её почивать и уплыл с царицею по небу.
А тем временем Хорс Великий возвратился в свои чертоги… Только видит он — пусто в тереме…