×
Traktatov.net » Краткая история философии » Читать онлайн
Страница 14 из 119 Настройки

Однако если вы полагаете, что кроме тела есть еще и душа, которая продолжит существовать после смерти тела, то аргументы Эпикура вряд ли вас убедят, Тогда вы точно сможете представить собственное существование даже после того, как ваше сердце перестанет биться.

Эпикурейцы были не единственными, кто видел в философии способ утешения. Многие греческие и римские философы искали того же. Особенно этим выделялись стоики, которые известны тем, что учили бесстрастно воспринимать любые удары судьбы.

Глава 5. Учимся не переживать. Эпиктет, Цицерон, Сенека

Если как только вы собрались выйти из дома, на улице пошел дождь, то вам, можно сказать, не повезло. Придется надеть дождевик, взять зонтик или отменить важную встречу. Дождь по вашему желанию все равно не прекратится. Стоит ли из-за этого расстраиваться, впадать в уныние? Конечно же, нет – лучше отнестись к ситуации по-философски. Это означает принять как есть то, что вы не можете изменить. Хорошо, с дождиком понятно, а как насчет старения и мимолетности жизни? Как нам относиться к этому? Так же или же иначе?

Когда люди говорят, что они «философски» воспринимают происходящее, они используют это слово в том же смысле, что и стоики. Данное название происходит от слова «стоя» – расписного портика, где встречались представители этой школы. Одним из первых стоиков был Зенон Китийский (334–263 до н. э.). Греческие стоики интересовались многими направлениями философии, включая вопросы онтологии, логики и этики, однако больше всего они известны своими взглядами по вопросу эмоционального контроля. Они полагали, что имеет смысл переживать только из-за того, что мы действительно можем изменить, а все остальное – пустая трата нервов. Стоики, как и скептики, стремились достичь абсолютного спокойствия. Даже на похоронах любимого человека истинный стоик должен оставаться невозмутимым. Что произошло, то произошло. Мы не способны повлиять на большинство происходящих вокруг нас событий, но мы способны изменить свое отношение к ним.

Стоики были убеждены в том, что управлять своими мыслями и эмоциями – благо для человека. Некоторые люди думают, будто эмоции подобны погоде – нахлынут, и с ними не справиться. Но это не так – свои эмоции мы можем контролировать, а если точнее – мы можем выбрать, как нам реагировать. Мы вовсе не обязаны грустить, если не получаем желаемого, и не обязаны злиться, если нас обманули. Стоики были убеждены, что эмоции лишь затуманивают разум и мешают принимать здравые решения. Самое лучшее – не проявлять никаких эмоций, если получится – жизнь станет гораздо лучше.

Эпиктет (55–135), один из наиболее известных поздних стоиков (а стоицизм разделяется на три периода: Древняя, или Старшая, стоя – конец IV – середина II века до н. э.; Средняя стоя – II–I века до н. э.; и Новая стоя I–III века н. э.), был рабом. Жизнь раба полна тягот и страданий – Эпиктет даже стал хромым из-за побоев, и когда он говорит, что его разум остается свободным, хотя и заключен в тело раба, он говорил это, исходя из собственного опыта. И исходя из собственного опыта, он учил людей тому, как преодолеть боль и страдания. Его позицию можно свести к следующему: «Наши мысли принадлежат только нам, и никому более».