Приложение B
Дополнительные тесты и упражнения
Упражнение 1: Оценка вашей жизненной философии
Наше поведение не всегда можно объяснить с помощью конкретных ценностей, которые мы исповедуем (или думаем, что исповедуем). Например, не так давно в нашем семинаре участвовало два руководителя. Оба в качестве своей основной ценности назвали «семью». При этом один работал вице-президентом по международным связям одной крупной компании и каждую неделю, в воскресенье вечером или в понедельник утром, улетал в другой город, а домой возвращался только в пятницу вечером или в субботу утром. Другой занимал должность менеджера по производству на химическом предприятии. В прошлом году этот человек дважды отказался от повышения по службе из‑за того, что первое предложение предполагало частые отлучки из дома, а второе вообще требовало переезда всей семьи в другой город. Мы спросили их, как могло получиться, что в списке ценностей оба поставили «семью» на первое место и в то же время настолько по-разному строили свою жизнь, принимали столь непохожие решения. Нельзя, однако, сказать, что ответы все до конца прояснили.
Вице-президент сказал, что все это он делает ради своей семьи. Благодаря тому, что он хорошо зарабатывает, его жена может позволить себе дом, о котором всегда мечтала, и имеет возможность заниматься профессией, которая хотя и не оплачивается высоко, но позволяет приносить пользу людям. Их дети учатся в лучших частных школах: супруги выбрали самые престижные и надежные учебные заведения. Что же касается менеджера по производству, то он сказал, что для него приоритетность семьи проявляется в другом: «Я стараюсь как минимум шесть дней в неделю ужинать в кругу семьи. Мы часто проводим время вместе и занимаемся тем, что нам нравится».
Понимать это кажущееся противоречие можно двояко. Один вариант объяснения состоит в том, что кто-то из наших героев попросту не осознавал смысла своих действий и их влияния на окружающих людей. Однако те, кто хорошо знал обоих руководителей, считают это допущение невероятным. Вторая гипотеза: возможно, разница между этими двумя людьми не в том, какие ценности имеют для них приоритетное значение, а в том, как они эти ценности трактуют. Речь идет об их жизненной философии. Это практическая философия в том смысле, что, каких бы глобальных мировоззренческих концепций (религиозных или этических) ни придерживался человек, он непременно преобразует их в пригодный для практического употребления, конкретный инструмент познания мира.