×
Traktatov.net » Юный техник, 2012 № 06 » Читать онлайн
Страница 16 из 36 Настройки



Первыми были мы

Были ли англичане изобретателями первого танка?

Однозначно — нет! Даже если оставить в стороне эскиз боевой машины, созданный Леонардо да Винчи… Если оставить там же башни на колесах, которые использовались при штурме крепостей в средневековой Европе и Древнем Китае…

Если говорить о машине, то первый проект «сухопутного броненосца» был создан французом Эдуардом Буйеном в 1874 году. Он предложил для движения по любой местности поезд, несущий с собой железнодорожное полотно в виде охватывающей состав замкнутой цепи — гусеницы. Это был своего рода «бронепоезд» из 8 «вагонов», с вооружением из 12 пушек, экипажем в 200 человек и паровой машиной мощностью 40 л. с. На деле такая громадина оказалась чистой воды утопией, этаким развлечением ума талантливого инженера.

Куда более реалистичным был проект российского инженера-кораблестроителя В.Д. Менделеева, сына автора периодической системы элементов. Над своим проектом он начал работать в конце 1911 года. И через пять лет, в августе 1916 года, он представил в Военное министерство проект гусеничной машины со 120-миллиметровой пушкой, пулеметом и лобовой броней, способной защитить от 152-миллиметровых снарядов. Экипаж боевой машины — 8 человек.


Во время стрельбы корпус должен был опускаться на землю, что обеспечивало точность прицеливания и противодействовало отдаче. В министерстве, рассмотрев проект, сочли, что конструкция слишком сложна, на российских заводах многие узлы изготовить невозможно, а использовать боевую машину по назначению, как подвижную береговую батарею, нецелесообразно: проще и дешевле проложить рельсы от одного укрепления к другому и перемещать по ним пушки. К тому же, у министерства имелись два более перспективных проекта — инженера А. Пороховщикова и капитана Н. Лебеденко.

…Осенью 1914 года в Главное военно-техническое управление обратился инженер из Риги А. Пороховщиков. Он просил выделить деньги на создание образца бронированной машины его конструкции. И 13 января 1915 года получил 9660 рублей на постройку машины, названной «Вездеходом».

Через четыре месяца диковинный агрегат покинул мастерские, расположенные в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге. 18 мая 1915 года начались испытания.

Они показали, что машина не может двигаться по рыхлому снегу и грязи. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», но ему было отказано. В своем заключении Военно-техническое управление указало на два главных недостатка проекта: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне и проскальзывание резиновой ленты-гусеницы по барабану, от чего зависела проходимость машины. А ведь танк нужен прежде всего, чтобы передвигаться по пересеченной местности и «утюжить» оборону противника.

Получив отказ, А. Пороховщиков тем не менее продолжил работу. В частности, сделал «Вездеход» колесно-гусеничным: машина могла двигаться по шоссе на колесах, а по бездорожью на гусеницах. Корпус машины стал водонепроницаемым, вследствие чего она могла преодолевать водные преграды. Большего инженер не успел — произошла революция, и всем стало не до изобретений.