Если же ситуация оказывается особенно черной, то идеальная модель поведения – впасть в спячку «до весны», сведя до минимума бессмысленную активность. Когда неприятности кончатся, вы обнаружите, что кое-что изменилось даже к лучшему. Разумеется, речь идет лишь о тех обстоятельствах, с которыми вы действительно ничего не можете поделать.
Вы же не пытаетесь спорить с законом всемирного тяготения. Не прыгаете из окна двенадцатого этажа в надежде взлететь ввысь, подобно птице. Не спорите с законами электричества и не прикасаетесь к оголенным проводам. Не спорите с химическими законами и не суете пальцы в серную кислоту. Разве вы считаете это позорным? А ведь спорить с судьбой так же опасно и бессмысленно, как и с законами физики и химии!
Идти на красный свет повсюду и всегда – удел немногих. Девиз Viva la Resistance труден для выполнения. И надо быть готовым к тому, что, если ты идешь поперек или против течения, тебя будут «бить» во много раз чаще и больнее.
А предъявлять претензии жизни или, заламывая руки, вопрошать: «За что мне это?» – совершенно бесполезно. По этому поводу вспоминается мне один очень жизненный анекдот.
– Сержант, мне положено мясо!
– Положено – ешь…
– Но мне не положено!
– Не положено – не ешь…
Конечно же, подобные рассуждения требуют спокойствия и хладнокровия. Что бы ни происходило, нельзя поддаваться отчаянию и панике. Именно в этом – а не в бесплодных попытках прошибить лбом каменную стену – необходимо проявить твердость и мужество. Излишний максимализм и перфекционизм ни к чему хорошему не приведут.
АДСКИЙ ОГОНЬ
Однажды один юродивый повстречал Гарун аль-Рашида Багдадского.
– Ты откуда идешь, странник? – спросил правитель.
– Из ада, – ответил тот.
– И что же ты делал там?
– Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной.
– Ну и как, взял огня? – спросил Гарун аль-Рашид.
– Нет, тамошний царь ответил, что у них нет его. Я, конечно, спросил: как же так? На что хозяин ада ответил: «Говорю тебе, у нас нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным».
Иногда, когда дела становятся хуже некуда, шквал неприятностей сбивает с ног и вы начинаете ими захлебываться, срабатывает достаточно парадоксальный прием. Сам на себе пару раз проверял. Надо просто отпустить ситуацию. Прекратить панически-судорожное барахтанье, которое только отнимает последние силы, и расслабиться. Перестать пытаться удержать события под контролем. Позволить себе пойти ко дну. Да, это страшно. Более того, это чудовищно страшно. Медленно погружаться во тьму. Но потом включаются какие-то механизмы, и волны все тех же неприятностей сами выносят вас на казавшийся уже недостижимым берег и неторопливо откатываются назад. Ну а вам только остается, что отплевываться, жадно ловить ртом воздух и приходить в себя. Не зря же существует поговорка: «Кривая вывезет». И ведь вывозит. Но повторюсь: этот парадокс срабатывает только в действительно критических ситуациях. Когда ты понимаешь, что «все, вот он – конец. Финита ля комедиа. Сейчас пойдут титры…».