×
Traktatov.net » Жажда » Читать онлайн
Страница 76 из 83 Настройки

То же касается и предпринимательства. В данном случае я использую это понятие в наиболее широком смысле – как инициативную, продуктивную деятельность в любых сферах общественной жизни. Современный уровень экономико-технологического развития открывает возможности, еще 15–20 лет назад казавшиеся фантастическими. Но то, как и в какой мере общество использует эти возможности, в конечном итоге зависит от людей. Только от людей. От того, насколько они верят в себя и в других, доверяют партнерам по проектам и готовы вступать в новые партнерские отношения. От того, в какой степени они активны и амбициозны, насколько широк их кругозор, и как легко они могут налаживать контакты в самых различных областях. Наконец, от того, насколько общество готово принимать, поддерживать и поощрять их активность.

Предприниматель делает немыслимое сначала возможным, потом – необходимым и обыденным, а затем – убирает как устаревшее.

Предприниматель – ключевая фигура, определяющая то, каким образом, с какой энергией и настойчивостью общество находит и использует имеющиеся в его распоряжении, но еще не раскрытые принципиально новые возможности. Он делает немыслимое сначала возможным, потом – необходимым и обыденным, а затем – убирает как устаревшее.

5. Социальный капиталист

Не раз и не два я употреблял в этой книге слово «капитал». Преимущественно в смысле «человеческий» или «социальный». Можно охарактеризовать капитал как набор средств производства и опирающиеся на них финансовые активы, но тогда довольно трудно будет объяснить, почему в одних странах эти «наборы и активы» работают суперэффективно, а в других функционируют, мягко говоря, не самым вдохновляющим образом. Можно, как это сделал автор книги «Загадка капитала», латиноамериканский экономист Эрнандо де Сото>[14], описать капитал как некую интегрированную систему стандартизации и формализации прав собственности. Но и это не раскроет вам загадку истинных корней его возникновения.

На мой взгляд, капитал формируется исключительно там, где производственно-финансовые процессы оказываются плотно вписанными в человеческую и общественную среду на основе деятельно, осознанно и эмоционально разделяемых ценностей. Капитал только тогда действительно капитал, когда он идеологически и ценностно заряжен. Такая идеологическая заряженность позволяет надеяться, что достаточно крупный и сложный бизнес не прогниет, не рассыплется на составляющие и не будет поглощен, но сохранит энергию и предприимчивость для роста и развития в течение многих десятилетий. Характерная особенность капитала – способность существовать на протяжении исторически значимых промежутков времени. В каком-то смысле это даже может служить одним из признаков: капитал возникает там, где хозяйственная деятельность приобретает черты исторического действия. Понятно, что далеко не каждый бизнес, даже крупный, становится капиталообразующим, а только тот, владельцы и топ-менеджеры которого осознают свою общественную ответственность. Не в банальном понимании «корпоративной социальной ответственности», которая обычно сводится к финансированию социальных проектов, а в широком смысле слова – как ответственность за развитие общества и страны, в которых этот бизнес оперирует, на возможности которых опирается и чьи ресурсы использует.