Бизнес меняет не только материальный мир, но и мир человеческих отношений.
Растет бизнес – растет общественная среда, растет качество бизнеса – растет качество общественной среды. Бизнес, как вихрь, вовлекает в свою орбиту не только материальные ресурсы, но и людей, и меняет не только материальный мир, но мир человеческих отношений. Это очень важное свойство, я бы даже сказал, функция бизнеса, которая благодаря нашим усилиям и усилиям наших партнеров обязательно получит общественное признание.
Рязанский кластер – свидетельство масштаба перемен, зримая надежда на будущее. Здесь располагается сегодня штаб-квартира бизнес-направления по каменной вате. Здесь же находится целый ряд исследовательских центров – не только по вате, но и по керамике, минералам. Совсем недавно под руководством Полины Ассоровой мы впервые в мире научились производить уникальную каменную вату (GreenGuard) без фенола и формальдегида. Это серьезнейший прорыв в сторону повышения экологичности материалов и, если смотреть шире, демонстрация нашего общего подхода: концентрироваться на разработках, важных для общества, для качества жизни людей.
5. Чудо интегрированного рынка
Сильной стороной нашего бизнеса всегда было то, что мы с Сергеем Колесниковым старались смотреть на любую ситуацию с точки зрения ее перспектив и максимально широко. Мы быстро почувствовали себя компанией национального уровня и строили бизнес, исходя из международного контекста. Оба этих фактора оказали влияние на формирование нашей торговой сети, которая сыграла важную роль в развитии компании.
Едва наладив более-менее регулярные поставки и продажи, мы стали задумываться: что дальше? И в поисках ответа на этот вопрос мы смотрели не на состояние российского рынка, не на тогдашних конкурентов, а на зрелые рынки в Европе, стремясь понять, как будет выглядеть российский рынок через 20 лет. У нас не было машины времени, мы брали ее напрокат. Так мы пришли к пониманию того, что нам нужна разветвленная и многоуровневая система дистрибуции. Чтобы развивать производство, компания должна была предлагать конечным потребителям товар по разумной цене, которая не препятствовала бы росту спроса, не отсекала возможных покупателей, а напротив, привлекала их. Но множество организаций, в то время торговавших нашими материалами, были, напротив, заинтересованы в большой марже. Интересы производства вошли в очевидное противоречие с интересами торговых посредников, которые категорически отказывались продавать нашу продукцию по привлекательной для покупателя цене. Ждать, пока ситуация сама собой отрегулируется, было совершенно неприемлемо. Чтобы переломить ее, действовать надо было с максимальным охватом.
Сделаю небольшое отступление. В силу того, что в девяностые годы столичный регион был не только самым крупным и быстрорастущим, но и наиболее платежеспособным рынком (напомню, тогда довольно остро стояла проблема расчетов живыми деньгами), мы первые пару лет становления бизнеса концентрировались именно на нем. Однако задача стать компанией национального масштаба была поставлена уже в 1995 году.