Военных экспертов нескольких западных стран не убеждали официальные объяснения и они выдвинули гипотезу о том, что реальная причина неудачи США объяснялась РЭП, которым воспользовались Советы в ходе операции американцев. Какие же тогда реальные причины провала операции и насколько ответственна за это РЭБ?
Идея блиц операции, подобной рейду на Энтеббе, по освобождению заложников содержащихся в Посольстве США в Тегеране, рассматривалось с самого начала ноября 1979 года, вскоре после захвата Посольства. Однако, скоро стало очевидно, что операция подобная израильской, не возможна, поскольку ситуация с заложниками в Тегеране была совершенно иной чем в Энтеббе.
Рассматривались различные варианты, в тайне разрабатываемые небольшими группами экспертов Пентагона, и, наконец, выбор пал на довольно сложный план с использованием вертолетов. Выбор типа вертолетов для операции был не так прост. Поскольку они, естественно, должны были взлететь с авианосца, то должны были быть флотского типа, и лучшим вариантом, очевидно был бы Sikorsky S-65, модификации которого CH-53A Sea Stallion и RH-53D эксплуатировали и ВМС США, и ВМС Ирана. Таким образом, когда американский вертолет приближался бы к Посольству для освобождения заложников, иранцы могли бы подумать, что это одна из их собственных машин.
Операция была разделена на два этапа. На первом этапе, шесть самолетов С-130 с 90 коммандос на борту и большим количеством топлива, взлетели бы с египетского аэропорта, пролетели бы над Красным морем, обогнули Аравийский полуостров и приземлились на старой, заброшенной, расположенной на дне высохшего соляного озера ВПП в пустыне Деште-Кевир вблизи иранского города Табас, что примерно в 450 км от Тегерана. На месте посадки, обозначенном "Пустыня один", была назначена встреча с восемью вертолетами RH-53, которые вылетели бы с авианосца "Нимиц", курсировавшего в Оманском заливе. Целью рандеву была дозаправка вертолетов после их 800-километрового броска и пересадка коммандос на вертолеты.
На втором этапе операции, которая так и не осуществилась, коммандос, на вертолетах, должны были быть переброшены в засекреченное место в горах и оттуда в Тегеран, где, с помощью ранее проникших агентов и возможно, слезоточивого газа, должны были проникнуть в Посольство, спасти и эвакуировать заложников. Между коммандос и Пентагоном была обеспечена возможность мгновенной спутниковой связи.
Как и во всех операциях такого рода, внезапность и быстрота были основными факторами успеха. С самого начала планирования, принимая во внимание эти два элемента, было очевидно, что особенно важно решить две проблемы: первую — уклониться от обнаружения РЛС противника и другого оборудования РЭБ и, вторую — уклониться от вооруженного столкновения с иранцами.
Для достижения первой цели, был разработан детальный план ведения РЭБ, который должен был действовать как до, так и в ходе самой операции. Сначала, американцы начали перехватывать все радиопередачи между посольством Ирана в Вашингтоне и Министерством иностранных дел в Тегеране для обеспечения Пентагона информацией, которая могла бы пригодиться при планировании операции. Во-вторых, так, чтобы не вызвать подозрений многочисленных советских, боевых кораблей в Оманском заливе и Аравийском море, ВВС и ВМС США провели 90 учений с использованием вертолетов, которые часто летали прямо к иранскому берегу. Каждую ночь, другие американские корабли, находящиеся вдали от авианосца "Нимиц", выстреливали специальными ракетами ложные цели в виде ПРЛО, чтобы имитировать присутствие в воздухе вертолетов и таким образом отвлечь и запутать операторов советских РЛС.