В XVII веке в Вольтерре работал мастер терракотовых скульптурных групп Джованни Гонелли, по прозвищу Чьеко да Гамбасси («слепой из Гамбасси»), – автор «Оплакиваний» «флорентийского» типа из церкви Сан Миньято аль Тадеско в Сан Вивальдо; Санта Кроче в Борго ди Колле; Сан Бернардо в Вольтерре[247].
В XVII–XVIII столетиях статуи и группы из терракоты продолжали использоваться для оформления sacre rappresentazioni, устраивавшихся в Страстной Четверг. Их раскрашивали и нередко одевали в ткани, снабжали различными атрибутами, украшали цветами и лентами. В Болонье изготовлением таких фигур специально занималась мастерская Антонио Скьясси[248].
В XVIII столетии presepi из терракоты были очень популярны, в частности, в Болонье, Эмили-Романье, Генуе и в Неаполе, Абруцци. Основоположником болонской школы presepi был Камилло Мацца; его сын Джузеппе (1653–1740?) и Джакомо да Мария (1762–1838) создали великолепные произведения, ставшие образцами для тиражирования. Многочисленные памятники хранятся в римских музеях – Музее presepi и Музее народных искусств и традиций. В конце XVIII века в селении Кальтаджироне на Сицилии появились мастерские терракотовых presepi Бонджованни и Ваккаро. Сохранились работы Лоренцо Ваккаро и его ученика Бартоломео Грануччи («Рождество», Мюнхен, городской музей).
Конечно, в основном это была «массовая продукция», связанная с обычаем вотивных приношений, с францисканской традицией театрализации культа, однако сам Лоренцо Бернини не гнушался изготовлением presepi для знатных особ.
На юге Италии выделяется имя Альтобелло Персио ди Монтескальозо – художника, скульптора и архитектора первой половины XVI века, подробных данных о котором до нас также не дошло. Им были исполнены группы – presepe «Поклонение младенцу», «Благовещение» и «Оплакивание» для кафедрального собора в Матере, лучшая из которых – «Поклонение», датируется 1534 годом[249].
Значение терракоты как скульптурного материала в последующие столетия не уменьшилось, просто в разное время менялись приоритетные области её применения.
Ещё в XVI веке bozzetti обрели самостоятельную эстетическую значимость. Небольшие этюды к работам большего размера часто потом отливались в бронзе как произведения мелкой пластики. Стало принято использовать при переводе скульптуры в большой масштаб и в долговечный материал услуги помощников, которые выполняли свою работу механически, пользуясь разработанными технологиями и приспособлениями. Работа собственно маэстро – творца художественного образа – заканчивалась на стадии bozzetto – эскиза, за которым следовало изготовление рабочей модели – modello и уж затем – модели в натуральную величину. Одним из первых так организовал работу своей мастерской Джованни Болонья (Джамболонья). Большинство произведений, вышедших из его мастерской, были фактически созданы учениками мастера, которых он обучил изготавливать скульптуры по восковым и глиняным моделям (многие из этих моделей находятся в лондонском Музее Виктории и Альберта, в частности – «Флоренция, одержавшая победу над Пизой», 1565).