Группа из собора в Болонье, состоящая из восьми фигур и расположенная на возвышении, несколько монументализирована по пропорциям, очень эффектна в плане зрительского восприятия и организует вокруг себя довольно значительное пространство, хотя и рассчитана на фронтальный обзор.
Все фигуры представлены в наиболее выигрышных с точки зрения сценографии позах. В центре – Мария, поддерживаемая двумя женщинами, слева – безбородый Никодим, ставший на одно колено, рядом с ним – Иоанн, сцепивший руки на груди. Справа – Мария Магдалина в очень затейливом светском наряде, с разметавшимися волосами и коленопреклонённый Иосиф. Жесты персонажей не передают глубины чувства, а полны скорее чистой патетики. При взгляде на группу прежде думается о красоте зрелища, а уж потом о его трагической сути.
Если творчество Ломбарди отличается, по отношению к маццониевской традиции, известной самостоятельностью – их объединяет обращение к церковному театру как общему источнику форм и образов, то искусство Бегарелли скорее «вторично». В его монументальных работах, выполненных в Модене, – «Оплакивании» в церкви Сан Агостино (1524–26), «Рождестве» в соборе (начало 1530-х гг.), «Снятии с креста» в церкви Сан Франческо (1530–31)[244], наряду с использованием заимствованных у Маццони и Ломбарди типов, форм, выражений лиц и жестов, костюмов, угадывается стремление к живописности, эффекту целого в ущерб индивидуальной значимости каждого образа, которая была очень важна для Маццони.
Стиль Бегарелли изначально ориентирован на традицию классической античности, однако не лишён маньеристической вычурности, «игры форм». Его композиции, скученные и перегруженные фигурами, с использованием рельефа, утратили главное достоинство памятников XV века – натурализм трактовки, служивший основой художественной выразительности.
Мастерская делла Роббиа со второй четверти XVI столетия почти не производила монументальных скульптурных групп. Сохранились алтарная группа «Плач над телом Христа» (1520–21, Нью-Йорк, собрание Райана) нетрадиционной иконографии (со Святым Франциском), а также упоминание об «Оплакивании» из флорентийской церкви Сан Панкрацио, следы которого теряются в XVIII столетии.
Майоликовые композиции алтарного типа, а также «Мадонны с младенцем», детали архитектурного декора и presepi выполнялись по образцам мастерской делла Роббиа и в XVII–XIX веках. История такого рода «массовой продукции» связана с общей линией развития итальянской майолики[245].
Ремесленная традиция изготовления фигур из терракоты и, в частности – терракотовых скульптурных групп, оказалась очень живучей как во Флоренции, так и в других областях Италии. Во второй половине XVI века появлялось множество повторений (в большинстве своём – анонимных) скульптурных групп мастерской делла Роббиа. Как пример можно привести группу «Оплакивание Христа» работы Джованнанджело Лоттини (ученика Монторсоли) начала XVII века (Флоренция, Монтесенарио, церковь деи Серви ди Мария)[246] (илл. 46).
Ученик Бенедетто Бульони – Санти (1494–1576) работал с Джованни делла Роббиа в пистойском Оспедале дель Чеппо