×
Traktatov.net » Побеги из тюрем и колоний России » Читать онлайн
Страница 28 из 89 Настройки

Глава 3

Побеги из мест лишения свободы бывшего СССР и России: продолжение следует?

Как уже отмечалось нами, формирование уголовного и пенитенциарного (тюремного) права началось в эпоху становления государственности Древней Руси.

Особую опасность в те времена представляли бродяги («лихие люди»), которые промышляли воровством и разбойными нападениями. Ответной реакцией государства стал закон, предоставляющий право любому человеку убить ночного вора, застигнутого на месте преступления, либо преступника, убившего хозяина возле его дома или во время кражи его имущества (ст. 21 Русской Правды).

Продолжалась традиция сурового отношения к ворам, разбойникам и рецидивистам и в Судебниках 1497 и 1550 гг.

Соборное уложение 1649 г. пошло по пути усиления уголовного наказания.

В Артикуле воинском 1715 г. поддерживались идеи мести преступнику и устрашения населения.

В дальнейшем в России наряду со смертной казнью, телесными наказаниями все шире начинают применяться меры по изоляции нарушителей от общества. Лишение свободы занимает первое место среди мер уголовного наказания.

По мнению исследователей, общая арестантская масса тех времен имела несколько ступеней, где верхнее положение занимали «иваны» — «авторитеты» уголовной среды, тюремные старожилы.

«Иван» — высший неформальный статус для осужденного, присваивали его тому, кто заслужил привилегированное место своим поведением и образом жизни. Нередко таких лиц называли «паханами», «сидельцами», а чаще всего «бродягами». Подобные личности, преимущественно неоднократно судимые, со стойкой антиобщественной установкой, становились властелинами тюремного мира, выступая в роли «законодателей», «судей» и «палачей».

Вторую ступень занимали «храпы». Ее представители возмущались всем, все признавали неправильным, незаконным, несправедливым, получая удовольствие от любого затерянного конфликта, при этом уходя в тень.

Третье сословие тогдашней тюрьмы — «жиганы», самая многоликая категория, в которую входили также лица, допустившие нарушения криминальных традиций и обычаев.

Последнюю ступень арестантской иерархии занимала «шпанка», над которыми издевались «иваны», запугивали и обирали «храпы», обкрадывали «жиганы»[66].

Государство как могло боролось с преступностью в местах лишения свободы. Уложение о наказаниях предусматривало строгие меры наказания (каторжные работы сроком до двадцати лет) за побег из тюрьмы или иного места заключения и насильственное освобождение заключенных.

Тюремная администрация была вооружена холодным и огнестрельным оружием. Циркулярами Главного тюремного управления предписывалось использовать оружие при беспорядках и сопротивлении арестантов.

У царизма были и другие способы борьбы с нарушителями режима отбывания наказания.

Так, 21 сентября 1884 г. узник Шлиссельбургской крепости Егор Минаков был расстрелян по приговору суда за то, что 24 августа 1884 г. ударил тюремного доктора по лицу.

Егора Ивановича Минакова перевели в Шлиссельбургскую крепость 2 августа 1884 г. Его привезли в Шлиссельбург вместе с Ипполитом Мышкиным из Сибири за побег с карийской каторги.