×
Traktatov.net » Освободитель » Читать онлайн
Страница 43 из 124 Настройки

А может быть, арабских офицеров не в наших академиях учили? А может быть, все планы войны не в нашем Генеральном штабе составлялись? Нет. Все в арабских армиях делалось по советским образцам, и довольно точно. И показуха была такая же. За это, впрочем, не ручаюсь. Перещеголять непобедимую Советскую Армию вряд ли кому удастся в этой области.

* * *

Единственное изменение для нас, которое последовало после арабо-израильской войны 1967 года, — это то, что танки Т-64 у нас забрали. Мы получили наши любимые Т-55. Этот скромный труженик войны не имел сверхмощной пушки, да зато точно гвоздил по целям. Башни он, конечно, не срывал, но убивал уверенно. И трусы у него не сваливались.

Решение не показывать Т-64 имело, конечно, глубокий смысл. Если показать его, то выйдет, что Т-62 не есть новейший танк Советской Армии, а великолепный танк Т-55 и вообще старик. Это могло навести арабов на мысль, что то, что им давали, — старье. Значит, не они виноваты в поражении, а устаревшая техника. Это было, конечно, не так. В тот момент Т-55 был основным советским танком, и арабы его имели (правда, упрощенный экспортный вариант). Т-62 составляли в Советской Армии в тот момент не более 10 процентов всего танкового парка, а Т-64 только вошел в серию, но имел множество недостатков и по-настоящему боевым танком еще не мог считаться. Как бы то ни было, его забрали и не показывали. Кстати сказать, выпускавшийся весьма крупными сериями Т-64 так никогда и не появился на Красной площади. Боялись, что может закапризничать. И только созданный много лет позже Т-72 — надежная, грозная и неприхотливая машина — был показан на Красной площади ровно через десять лет после несостоявшегося дебюта шестьдесятчетверки.

Получив Т-55, мы были поставлены в глупое положение. Теоретически мы тратили свое время, якобы изучая новый танк. За тем нас тут держат, за то деньги большие платят. Но новые танки забрали. За что мы деньги теперь получаем?

С этим вопросом мы к командиру полка обратились.

— Не обращайте, ребята, внимания на пустяки, — говорит он. — Платят деньги, и немалые, ну и радуйтесь.

Мы успокоились. Однако тот же вопрос подняли финансисты. Платить деньги задаром никому не положено. Офицер должен или командовать (мы никем не командовали), или находиться на переподготовке (обучение в академии, на курсах и пр.). Эта статья к нам не подходила, после того как мы получили Т-55, который изучали много лет. Как утрясли вопрос, не знаю. Но деньги нам по-прежнему платили. А числились мы в разряде «переподготовка». За показуху, наверное, и платили. За «балет».

* * *

Интенсивность тренировок между тем нарастала. Каждый день, без выходных и отпусков, на громадной территории готовится небывалый спектакль. Каждый солдат (переодетый офицер) изучает свою задачу: прыжок с бронетранспортера у этого кустика, девять шагов вперед, автоматная очередь, тринадцать шагов еще, вон моя мишень, еще очередь, вон мишень соседа справа, если он не поразил, с этого места я помогаю ему, а вот тут танк влупит бронебойным, и еще раз, и еще.