×
Traktatov.net » Распутин наш. 1917 » Читать онлайн
Страница 205 из 239 Настройки

– Спасибо за комплимент. Меня чаще называют демоном-искусителем.

– В нашем суматошном, противоречивом мире одно второго не исключает. Что-то ещё?

– Совершеннейший пустяк – пожелание о включении в текст отречения вот этих условий…

Рузский, прежде чем взять протянутую бумагу, аккуратно протёр стекла и глубже насадил на нос тонкую дужку очков, осторожно, словно это была крапива или терновник, принял листок, вчитался, поднял брови и исподлобья бросил взгляд на собеседника.

– Хм… Вам не кажется это слишком… смелым.

– Настало такое время. Предполагаю, при включении в текст перечисленных условий у самодержца станет меньше возражений по существу предлагаемой, как бы поточнее выразиться, сделки… А ведь именно это – наша конечная цель, не так ли? Или вы намерены дискутировать с царем на этой Богом забытой станции до лета?

– С Родзянко согласовано?

– Зачем?

– Вы меня удивляете.

– Во время революции согласовывать что-либо нужно с теми, кто имеет возможность подкрепить свою точку зрения военной силой. Сколько у Родзянко батальонов?

Рузский вида не подал, но по легкой усмешке было заметно, что генерал польщён. Думские политики и высокие сановники относились к армии, как к разовому резиновому изделию, отводя ей сугубо утилитарную роль «иди сюда – подай – пошёл прочь». Дурацкий постулат «армия вне политики» странным образом зомбировал господ, рвущихся к власти, заставляя смотреть на вооруженную, самую главную политическую силу любого государства свысока и с откровенным пренебрежением. А тут генерал встретил абсолютно логичную и комплементарную точку зрения – прав тот, у кого больше батальонов. Помня это, вставить шпильку заносчивым думцам, сославшись на рекомендации союзников – что может быть приятнее?

– Хорошо, мистер Кеннеди, я постараюсь включить в текст отречения ваши условия. Но ничего не обещаю. Государь непредсказуем и капризен, как дитя.

– Нет проблем, мистер Рузский. Нас устроит любой результат, в том числе отрицательный.

– Даже так?

– А что тут удивительного? С точки зрения максимизации прибыли нам могут быть одинаково полезны как новое, демократическое, пока еще слабое и неуверенное в себе правительство, так и самодержец, напуганный вами до смерти, лишенный привычной поддержки, а потому готовый на любые компромиссы и уступки, лишь бы этот кошмар не повторился…

Рузского передернуло от таких откровений. Конечно, он – не мальчик и прекрасно понимал шкурные мотивы британцев, французов и американцев. Но в приличных домах не принято называть задницу задницей, даже если она на самом видном месте. А тут – так по-деревенски грубо! Нет, всё-таки американцы – дикари. Никакого светского лоска.

– Через четверть часа я должен быть у его величества. Желаете присутствовать?

– В каком качестве, простите? Нет-нет, считаю, что этот раунд мне лучше провести в тени. Присутствие прессы, тем более иностранной, на столь интимном мероприятии может непредсказуемо повлиять на царское поведение. А зачем нам лишние проблемы?

– Да, лишние заботы нам ни к чему. Не знаем, как с этими справиться. Пожелайте мне удачи.