Но я сейчас не об этом. Большинство названных Любимовым знаменитых разведчиков, работавших на Советский Союз, начали сотрудничество еще в 30-е годы или с той поры, как Германия напала на СССР: Филби и вся «кембриджская пятерка» — с 1934 года, группа Шандора Радо — с довоенной поры, «Красная капелла» — тоже, Эмиль Фукс — с 1941 года и т. д. И все эти годы их успешной работы Сталин был жив-здоров и находился у власти. Когда же он громил этих бесценных помощников? Кого именно из них он вызвал в Москву и бросил под свой каток?
Многие из них действительно погибли: члены «Красной капеллы», Юлиус и Этель Розенберги… Но не под «сталинским катком»: члены «Капеллы» — от рук немецких фашистов, Розенберги — от рук американских маккартистов. Для истории это не одно и то же.
Нельзя не сказать и о том, что в большинстве своем они были не завербованы, а сами, как Джордж Блейк и Эмиль Фукс, пришли и предложили сотрудничество. И все они работали совершенно бескорыстно, только из надежды на нашу страну и из веры в идею коммунизма. Можно ли вообразить, чтобы сейчас вот так же бескорыстно какие-то американцы или англичане стали работать из симпатии к идее «Единой России», которую так четко сформулировал спикер Думы Вячеслав Володин: «Есть Путин — есть Россия. Не будет Путина — не будет России»? Советские коммунисты были уверены в своей исторической правоте, и трудящиеся всего мира, все честные люди были в этом уверены. А нынешняя российская власть много говорит о своей правоте и красоте, но внутренней уверенности в этом у нее нет. Потому и держат капиталы за рубежом, обретают забугорное гражданство, недвижимость…
Узнав, что М. Любимов «был коммунистом и врагом частной собственности», хочется спросить его: и что, в прошлом осталось и то, и другое? Судя по всему, дело обстоит именно так, ибо частная собственность-то победила и привела с собой все, что от века сопутствует ей, а бывший коммунист все равно радостно восклицает: «Но жизнь — прекрасна!». Мало того, знает же, что 95 % общенародной собственности, превращенной в частную, сцапали 3 % населения; известно же ему, что средний годовой доход губернатора — 56 миллионов рублей, министров — 59 миллионов; читал же он, прихлебывая виски «Гленливет», что 23 миллиона его сограждан — люди бедные, голодные, нищие, и нет у них ни возможности, ни желания читать его увлекательные книги, но — жизнь прекрасна!
А его любимый писатель Шекспир, я думаю, если бы спросили, что он может сказать о нашей нынешней жизни, оглянувшись окрест, ответил бы строкой из своего знаменитого 66-го сонета: «Все мерзостно, что вижу я вокруг!».
Ответ англоману
Писатель М. Любимов, полковник, в прошлом кадр КГБ, разведчик под шляпой дипломата, на мои замечания о его юбилейной беседе в «Литературной газете» ответил мне письмом, начатом радостно: «Ах, дражайший Владимир Сергеевич, как сладко стало на душе!..». Что ж, последую его примеру, хотя у меня на душе совсем не сладко.
Вы, милейший Михаил Петрович, пользуясь случаем, решили в своем ответе дать категорически ясную полковничью оценку очень многому в прошлом и настоящем — от моего отношения к некоторым писателям до Сталина, сталинской Конституции, Великой Отечественной войны. Начну по порядку.