×
Traktatov.net » Россия на Средиземном море » Читать онлайн
Страница 177 из 219 Настройки

К рассвету по приказу франкистов советский пароход взял курс на испанский остров Майорка. В ходовой рубке рядом с заступившей на вахту Бертой стоял франкистский военный моряк. Он строго следил за курсом, которым шла теперь «Катаяма».

– За что вы нас арестовали? – спросила его по-английски Берта Яковлевна. – Вы же убедились, что в трюмах у нас только пшеница.

Франкист не ответил.

С приходом в порт Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На пароходе остались Берта и пять других моряков – боцман, два матроса, машинист и кочегар.

На следующее утро смелая женщина приказала поднять на корме флаг СССР, за что была арестована франкистами. Экипаж «Катаямы» пробыл в фашистском концлагере до 1939 г., а затем вернулся в СССР.

С 23 апреля 1941 г. Берта Рапопорт работала старшим помощником на пассажирском теплоходе «Молдавия». 14 сентября 1941 г. теплоход был потоплен германской авиацией на Тендровском рейде близ Одессы. В октябре 1941 г. Рапопорт была назначена капитаном теплохода «Туркменистан» Каспийского морского пароходства. Жаль, что о таких женщинах у нас не снимают кинофильмы, предпочитая сусальные сказочки о «тихих зорях».

23 октября 1938 г. теплоход «Цурюпа» (2081 брт) был захвачен в Средиземном море крейсером «Адмиральте Серверо» и вошел в состав франкистского флота. В 1939 г. захвачено судно «Академик Павлов» (бывший «Посташев», вместимостью 3545 брт).

Этот список можно продолжить. Интересно, что почти все потопленные или захваченные советские суда везли не оружие, а мирные грузы и большей частью направлялись в третьи страны, а не в Испанию. Судам же с оружием, как правило, удавалось пройти беспрепятственно.

С самого начала гражданской войны в Испании англичане послали туда довольно внушительную эскадру. Немцы отправили к берегам Испании два «карманных линкора» и восемь подводных лодок с четырьмя судами снабжения.

Кстати, 29 мая 1937 г. два бомбардировщика СБ с советско-испанскими экипажами в занятом франкистами порту острова Ивиса обнаружили корабль, очень похожий на крейсер «Канариас». Крейсер открыл интенсивный зенитный огонь и в ответ получил четыре бомбы ФАБ-250. В итоге два прямых попадания, два близких разрыва, 23 убитых, 83 раненых, из которых 8 умерли в госпитале. Позже выяснилось, что летчики бомбили «карманный линкор» «Дойчланд».

Сталин тоже хотел послать в Средиземное море нашу эскадру для защиты советских торговых судов. Но выяснилось, что посылать-то нечего. Одно время готовили к походу черноморский крейсер «Красный Кавказ», но по зрелому размышлению в конце концов отказались от этой опасной затеи. В результате уже осенью 1938 г. советские транспорты перестали ходить в Испанию, что стало одной из главных причин поражения республиканцев.

В эпоху «гласности и демократии» помощь Советского Союза Испанской республике стала подвергаться острой критике. Причем больше всех усердствуют именно те интеллигенты-образованцы, которые первые ринулись обличать «пакт Молотова – Риббентропа». Получается забавная ситуация: в 1936—1938 г г., когда фюрера и дуче можно было остановить и тем предотвратить Вторую мировую войну, Сталин должен был сидеть сложа руки. А вот после того, как Англия и Франция отдали фашистам Испанскую республику, а затем и Чехословакию, СССР должен был в сентябре 1939 г. ввязаться в войну на два фронта – с Германией и с Японией – ради интересов правительства опереточных польских полковников.