В: Если слабости и недостатки человека являются причиной страданий других людей, можно ли попросить этого человека измениться?
О: Конечно, вы можете попросить человека измениться, но ваша просьба, скорее всего, не возымеет никакого действия. Возможно, он не захочет меняться или не поймёт, зачем это нужно. Вы добьётесь большего, если поможете ему решить его проблему. Если вы укажете человеку на недостаток, который он не захочет признавать, это может привести к ссоре. К тому же иногда мы принимаем за недостаток то, что является достоинством, очевидным для всех остальных.
В: Существует ли такая вещь, как массовое сознание?
О: Вы, как и я, вероятно, признаёте, что существует индивидуальное сознание и что у каждого из нас есть свой, немного отличный от других, способ восприятия. Как сказал один видный государственный деятель прошлого, публичное выступление существует в четырёх ипостасях: задуманное сообщение, произнесённое сообщение, сообщение, которое услышали люди, и сообщение, растиражированное прессой. С точки зрения буддизма всё общее, что у нас есть, является «коллективной кармой», то есть результатом условий и действий прошлого. Слово «коллективная» здесь говорит о существовании чего-то схожего, а не прямого психологического контакта между людьми. Можно сказать, что все мы сегодня собрались здесь из-за сходных кармических связей. Думаю, на Западе под коллективным сознанием понимают нечто иное. Буддизм очень индивидуалистическая религия. Существуют монастыри и духовные сообщества, но вы можете быть хорошим буддистом и не вступая в них. Вы можете просить квалифицированных учителей о наставлениях, но работу над состоянием собственных эмоций и ума выполняете вы сами. Это ваш личный выбор. Другая отличительная особенность буддизма — отсутствие догм. Многие религии основываются на словах бога или богов, данных как откровение верующим, которые должны признавать эти заветы и испытывать перед ними благоговение, но не проверять их на собственном опыте. Буддийский путь совершенно иной: он побуждает людей исследовать учение, размышлять над ним и задаваться вопросами до обретения полной уверенности.
В: Как интегрировать медитацию в повседневную жизнь? Похоже, что она требует значительных интеллектуальных усилий, а люди на Западе и так слишком много думают. Возможно, нам нужно что-то более практичное?
О: Если вы понимаете, как выполнять практику Дхармы, заниматься ей в повседневной жизни совсем не сложно. Для медитации необходимо умение и деликатность, и в то же время она очень практична. В сущности, вы должны позволить своему уму пребывать в естественном состоянии. Если вы пытаетесь успокоиться или почувствовать что-то приятное, то создаёте ожидания, а не медитируете. Но вы не должны создавать ожиданий. Медитация не требует усилий или напряжения. Вы можете медитировать где угодно: на работе, на отдыхе или в машине, когда останавливаетесь на красный свет. Прилагая чрезмерные интеллектуальные усилия, мы не добьёмся глубоких результатов. Усилие, о котором я говорю, это попытка ослабить контроль. Медитация приносит облегчение, подобно отдыху после тяжёлого труда. Пусть наши мысли приходят и уходят сами собой. Не важно, какой способ медитации мы используем. Она развивается внутри нас. Медитация — это не достижение и не программа, по которой мы работаем. Мы не знаем, сколько именно нам потребуется медитировать, но знаем, что практика жизненно необходима.