Негативность — это иллюзия, свидетельствующая о наших ошибочных взглядах на вещи, поэтому, принимая на себя негативность, мы не вредим себе и ничем не рискуем. Мы являемся источником исцеления. Мы сосредотачиваемся не на страдании, а на полном освобождении от страданий. Тонглен не угрожает ничему, кроме нашего эго. Беспокойство о том, что мы можем пострадать в результате обмена, вызвано нашим отвращением, возрастающим во время медитации. Помните, что основной источник страдания — это наше отвращение к страданию. Если мы бесстрашно бросим вызов своему отвращению, встретимся с ним лицом к лицу и примем его, оно станет нашим другом и союзником.
Три объекта, три яда, три корня.
Нам свойственны три типа реакции на окружающий мир: привязанность, отвращение и безразличие. В результате этих привычных реакций возникают три яда ума: вожделение, ненависть и неведение. Некоторые объекты нас восхищают, и мы страстно желаем их, другие нам неприятны, остальные мы попросту игнорируем. Если говорить об отношениях, мы привязываемся к друзьям и любимым, ненавидим врагов и злимся на них и не обращаем внимания на остальных людей — они не представляют для нас интереса.
В Тибете был очень известный и учёный лама по имени Патрул Ринпоче. Он вёл жизнь скитальца, не имея никакого имущества и ни к чему не привязываясь. Куда бы он ни приходил, везде собиралось множество людей, чтобы послушать его учения. Однажды Патрула Ринпоче пришёл навестить другой лама, и Патрул осведомился, какие медитативные практики тот выполняет. «Я медитировал на страсти и теперь никогда не чувствую ни ненависти, ни гнева», — ответил гость. Патрул Ринпоче решил проверить это утверждение. Он повернулся к своему спутнику и прошептал: «Этот человек покончил с гневом, но руки его нечисты». В те времена такое заявление означало, что этот человек — вор. Среди собравшихся быстро распространился слух, что нужно держать свои вещи от него подальше. Наконец этот слух дошёл до самого ламы, и несправедливые обвинения разозлили его. Он твёрдо решил выяснить, кто его оклеветал. Узнав, что слух пустил Патрул Ринпоче, возмущённый лама направился в его жилище. Он ударил кулаком по столу и в ярости закричал, что слухи о нём — это гнусная ложь. Патрул Ринпоче рассмеялся и ответил: «Кажется, ты говорил, что перестал гневаться?».
Гнев — самый негативный и иррациональный из трёх ядов. Его последствия трудно поддаются исправлению и всегда разрушительны. Гнев хуже миллиона привязанностей. Его бывает сложно контролировать, ведь, подобно огню, он быстро вспыхивает и быстро угасает, но благодаря этой особенности работать с ним проще, чем с вожделением или привязанностью. Чувство гнева возникает естественно и спонтанно, и если мы не держимся за него, оно быстро «прогорает» и сходит на нет. Но если мы цепляемся за гнев, он остаётся с нами, превращаясь во всепоглощающую ненависть, от которой нет ничего, кроме вреда, как нам самим, так и всем окружающим. Гнев и сострадание могут возникнуть в результате одного и того же импульса: чувства несправедливости происходящего. Если мы видим несправедливость и считаем, что ситуация должна быть иной, у нас есть выбор: мы можем сосредоточиться на своём гневе к человеку, который поступает неверно, или использовать сострадание, чтобы разобраться в проблеме и попытаться её решить.