В начале неогена (23 млн. лет назад) климат Северного полушария был более тёплым и влажным, чем в современ- ную эпоху. В Сибири преобладали широколиственные леса, в Западной Европе в областях, расположенных на сравни- тельно высоких широтах, росли пальмы, лавры и мирты. На равнинах Средней Азии и Казахстана близкая к современной степная и пустынная растительность существовала с начала неогенового периода.
К концу неогена (1,8 млн. лет назад) Сибирь была покры- та хвойной тайгой, хотя по долинам рек ещё произрастали грецкие орехи. В Западной Европе к концу неогена вечно- зелёные формы были оттеснены к побережьям Средизем- ного моря, сменившись севернее листопадными и хвойными лесами. Ископаемая флора тропического пояса очень мало отличалась от современной.
* * *
В неогене происходило формирование современных кон- туров материков и океанов и основных черт их рельефа, а
также устанавливалось расположение климатических зон и характер растительного и животного мира.
Начало неогена на территории Русской равнины и Евро- пы сопровождалось резким обновлением наземной фауны. Вымерли сумчатые, древние хищники - креодонты, многие группы примитивных копытных. Их сменили представите- ли многих новых семейств, в большинстве своём сущест- вующих доныне - древние виды медведей, барсуков, гиен, первые хоботные, предки лошадей - анхитерии, первые свиньи, антилопы, олени, быки, овцы, человекообразные обезьяны. Млекопитающие Северной Америки в начале неогена развивались обособленно и были значительно ме- нее разнообразны.
В середине неогена (верхний миоцен, ок. 5,5 млн. л.н.) между континентами Европы, Азии и Северной Америки уста- новилась связь по суше (вероятно, в области современного Берингова пролива), что привело к значительным миграциям млекопитающих. В это время на обширных пространствах Европы и Азии распространяется довольно однородная фа- уна степного типа, типичным представителем которой была трёхпалая лошадь - гиппарион. Встречаются наиболее древ- ние остатки ласки, росомахи, настоящих лошадей и слонов.
В конце неогенового периода произошло образование глубоких впадин внутренних морей - Лигурийского, Тиррен- ского, Ионического, Чёрного, Каспийского, Адриатического, Мраморного. По периферии Тихого океана вдоль края ма- териков происходили поднятия горных систем - Кордильер, Анд, Камчатки, Японии, Филиппин, Новой Гвинеи, Новой Зе- ландии. В это время образовались горы Центральной Азии: Тянь-Шань, Куньлунь, Алтай, Саяны, Прибайкалье, Стано- вой хребет. Слабые поднятия испытали скандинавские горы, Атлас, Урал, Аппалачи, горы Восточной Австралии и др.
В Азии происходило формирование по разломам глубоких рифтовых впадин (провалов) земной коры и окаймлявших их поднятий. Это система грабенов района озера Байкал, Анга- ры, Баргузина и др. Движения по разломам сопровождались землетрясениями и сильным вулканизмом. Менее грандиоз
ным было образование грабена долины Рейна, также сопро- вождавшееся вулканизмом.
С конца эоцена - начала олигоцена восточные и южные районы Африки испытали интенсивное поднятие, сопрово- ждавшееся образованием горного рельефа, возникновением Восточно-Африканской зоны разломов и грабенов-рифтов Красного моря, Аденского залива, Эфиопии, озёр Рудольф, Альберт, Руква, Танганьика, Ньяса и др. К этому же времени относится вспышка вулканической деятельности, продолжа- ющаяся в отдельных районах и в современную эпоху (Ке- ния, Килиманджаро, вулканы района Вирунги). Поднятия и вулканическая деятельность проявились также в нагорьях Ахаггар и Тибе ст и в Сахаре, Камеруне (вулкан Камерун) и в некоторых районах Атлантического побережья (Зелёный мыс). В конце миоцена возникло складчатое сооружение гор Атласа; в плиоцене его центральная часть опустилась по разломам в Альборанскую впадину Средиземного моря.