Из исследования Тетлок делает еще более интересный вывод, что особо отметил Гарднер: на новость о том, что их прогнозы оказались неверны, эксперты реагировали совершенно по-разному. Хуже всех дело обстояло у тех, чьи прогнозы отличались не слишком высокой достоверностью. Самоуверенные люди часто считали свои ошибочные прогнозы почти правильными; в целом их видение мира было статичным. Гарднер называет таких экспертов «ежами». На другой стороне спектра находились те, кто не следует раз и навсегда выбранным курсом. Неточность ничуть не смущает их; они честно признают, что некоторые их предсказания вполне могут не сбыться. Таких экспертов Гарднер называет «лисами» и описывает как людей, довольно скромно оценивающих свою способность прогнозировать будущее, самокритичных и готовых сомневаться в правильности собственных утверждений. Сравнение прогнозистов с «лисами» и «ежами» заставляет нас подумать об одном важном вопросе, который, вполне возможно, сейчас не дает покоя и вам. Как узнать, насколько точны ваши прогнозы?
Искусство правильно понимать тенденции
Вы уже знаете, что, по моему глубокому убеждению, научиться прогнозировать будущее под силу любому человеку. И все же я с готовностью присоединяюсь к предостережениям Дэна Гарднера об опасности как неоправданной самоуверенности, так и повального скептицизма, которыми окружены предсказания будущего. Если вы намерены развивать свои способности в области курирования тенденций, вам необходимо с самого начала принять тот факт, что иногда вы будете ошибаться.
В части III и приложениях к этой книге представлено краткое описание всех предсказанных мной тенденций в ежегодных отчетах за четыре года. Каждая из них сопровождается также буквенной оценкой и ретроспективным анализом ее точности. Должен предупредить вас, что некоторые из моих детищ оказались невероятно далекими от истины. Но я откровенно признаюсь в этом — отчасти для того, чтобы наглядно проиллюстрировать точку зрения Гарднера. Хочу быть с вами таким же честным, как стараюсь быть с самим собой каждый раз, когда завершаю очередной отчет. Как уже говорилось, недостоверность не вызывает у «лис» дискомфорта; они признают, что иногда ошибаются.
Я тоже точно знаю это, и, бьюсь об заклад, вас не минет чаша сия.
Так зачем писать книгу о прогнозировании тенденций и вообще этим заниматься, если часть из них в конце концов не оправдает себя? Дело в том, что страх перед неудачей — недостаточное оправдание для того, чтобы не использовать свой мозг на сто процентов и не стараться искать великие, масштабные идеи. Это во-первых. А во-вторых, цель этой книги — не только обучить читателя искусству прогнозирования тенденций. Искусство предсказывать будущее наделяет вас еще одним важным преимуществом: обучившись этому, вы станете более любознательным и наблюдательным человеком и будете лучше понимать окружающий мир, и эти психологические изменения, возможно, принесут вам самую большую пользу.
Писатель Оскар Уайльд говорил, что «ждать нежданного — поистине современный ум»15. В моей книге рассказывается именно о том, как развить современное мышление, научившись видеть то, что другие упускают из виду; мыслить по-другому и курировать идеи, описывающие ускоряющееся настоящее новым и уникальным способом.