×
Traktatov.net » Степан Бандера и судьба Украины » Читать онлайн
Страница 233 из 243 Настройки

Не упустили ни одного родственника Степана Бандеры. Львовские чекисты вспомнили даже его тетю. Обратились к руководству наркомата:

«Учитывая, что агент НКГБ СССР (…) может быть использован для разработки тетки Бандеры Лещинской и других его связей, просить союзный наркомат передать его на связь НКГБ УССР. После передачи нам агента поселить его во Львове и включить в активную разработку связей Степана Бандеры».

Но вождь ОУН* ни во Львове, ни вообще на Украине так и не появился. И оставшихся там родных не искал. Он был достаточно холодным и равнодушным человеком, как и большинство людей его профессии. Трех сестер вождя ОУН* — Марту, Оксану и Владимиру — чекисты выслали в восточные районы страны. Но из поля зрения не выпускали. А вдруг все-таки удастся через них выйти на Степана Андреевича…

В Москве эту работу контролировал заместитель начальника 2-го главного управления МГБ СССР генерал-лейтенант Яков Афанасьевич Едунов. Он руководил в министерстве отделом 2-Н, то есть ведал всей борьбой с национализмом.

Едунов служил в органах с 1920 года. Параллельно учился на курсах директоров зерносовхозов. Вырос до начальника московской областной милиции, но в 1939 году его уволили. И до войны он трудился в Ростекстильпроме. В войну служил в особых отделах.

7 февраля 1949 года Едунов обратился к заместителю министра госбезопасности Украины генерал-майору Виктору Дроздову:

«Управлением МГБ Красноярского края по агентурному делу «Руина» разрабатываются родные сестры Степана Бандеры — Марта и Оксана.

Установлено, что Марта и Оксана поддерживают связь с ОУНовским подпольем в западных областях Украины, откуда систематически получают корреспонденцию и значительную материальную помощь. Прошу принять меры к установке лиц, оказывающих им материальную помощь, и к активной их агентурной разработке».

Дроздов, в свою очередь, инструктировал нового начальника Станиславского областного управления госбезопасности полковника Сараева:

«Сестры Степана Бандеры регулярно получают посылки и денежные переводы, идущие из Станиславской области. Предлагается:

— Поручить работникам 2-Н, работающим по агентурному делу «Берлога», совместно с райотделами немедленно установить отправителей и взять их в активную агентурную разработку. Установить «ПК» для проверки корреспонденции, идущей в Красноярский край, в адрес сестер Бандеры».

«ПК», упомянутый генералом Дроздовым, — это почтовый контроль, проверка посылаемой и получаемой корреспонденции, то есть цензура писем. В распоряжении цензора были ножницы, клей и два конверта, один — «Для изъятия текста», другой — «Для оперативного использования». Письма, которые могли интересовать чекистов, до адресата не доходили. Цензору выдавали штамп «Проверено военной цензурой» с личным номером, что позволяло в случае необходимости установить, кто пропустил то или иное письмо, поэтому работали с особым рвением.

Но слежка за сестрами ничем не помогла чекистам.

Три месяца Лаврентия Павловича

Сразу после смерти Сталина Лаврентий Павлович Берия, занявший видное место среди руководителей страны (член Президиума ЦК, первый заместитель главы правительства, министр внутренних дел), начал поднимать национальные кадры. Настаивал на предоставлении республикам больших прав — прежде всего в продвижении местных кадров.