×
Traktatov.net » Степан Бандера и судьба Украины » Читать онлайн
Страница 243 из 243 Настройки

Западе. Со временем она станет поводом для того, чтобы убрать Александра Николаевича, ставшего одним из руководителей страны, из политики.

Сменивший его на посту председателя КГБ Владимир Ефимович Семичастный рассказывал мне:

— Я упрекал потом Шелепина: «Зачем ты Сташинского отпустил?»

* * *

Служившие тогда на Украине ветераны-чекисты повторяли: вождя ОУН* следовало ликвидировать раньше. А его убили, когда он уже стал политическим трупом. Теракт Сташинского скорее реанимировал Бандеру. Вся эта история — выстрел из газового пистолета в Мюнхене, суд в Карлсруэ, громкие обвинения в адрес советской власти — получила огромный резонанс. Это позволило поклонникам канонизировать Степана Андреевича Бандеру, представшего в роли героя и невинной жертвы. А он не был ни тем, ни другим.

На Западной Украине Степана Бандеру и его соратников многие рисуют борцами против тоталитарных режимов — за свободу и независимость украинского народа. В каком-то смысле сбылись слова его дочери:

— Мой незабвенный отец был глубоко верующим христианином и погиб за Бога и независимую, вольную Украину — за свободу всего мира. Блаженная память о моем отце, олицетворявшем этот великий идеал, останется путеводной звездой всей моей жизни, так же как и в жизни моего брата и моей сестры, и украинской молодежи.

Христианского в методах Степаны Бандеры, с юности сделавшего ставку на террор, было немного. Непредвзятый исторический анализ показывает, что и он, и его люди сознательно шли на сотрудничество с третьим рейхом. Они видели, как ведут себя немцы на оккупированных территориях, но это их нисколько не смущало. Приветствовали военные победы вермахта и уничтожение немцами мирного населения. Действовали такими же преступными методами и придерживались той же расовой идеологии.

Если Бандера и некоторые его соратники вышли у немцев из доверия и оказались в концлагере (а кого-то и расстреляли), то не потому, что были противниками нацистской теории и практики, а потому, что им предназначалась роль подручных, а они претендовали на большее. Если связался с преступниками, не удивляйся, что сам стал их жертвой.

Во Львове памятник жертвам коммунистических злодеяний стоит на улице имени Степана Бандеры. Конечно, ставшие известными преступления сталинской эпохи многое меняют в наших представлениях о советском периоде истории. Но не отменяют оценки деятельности руководителей ОУНовского подполья. Впрочем, рассекреченные документы госбезопасности рисуют картину, которая не нравится ни поклонникам вождя украинских националистов, ни его врагам.

Беда в том, что в советские времена все скрывалось. История десятилетиями сознательно искажалась и препарировалась! В результате нелюбовь к советской власти придала героические черты всем, кто с ней сражался. Вокруг Бандеры и Шухевича, ОУН* и УПА* сложились легенды и мифы, которых они не заслуживают. Мифы живут долго, но не становятся от этого правдивее. Жаль, что Степан Андреевич Бандера вытеснил в исторической памяти другие, куда более достойные фигуры украинского пантеона.