Разорвав путы исторической органиграммы, следует перейти к другим трансисторическим уровням, которые составляют часть метаисторических психических констелляций[75], но при этом являются реальными оперативными динамиками. Существует целый набор верований или ориентиров псевдомистического характера, составляющих часть системы ценностей субъекта, его способа оценки собственного существования, но если они нефункциональны, их тоже следует устранить.
Это относится и к ролям, в которых выступает субъект. Роли – это структуры человеческой личности, типологии, которыми он специфицирует свое существование; это внутренние модусы его существования, поэтому они составляют черты характера человека.
Даже дружба без взаимной пользы и удовольствия – всего лишь стереотип, некая роль. Быть другом не означает пассивной верности другому. «Ab amicis onesta petamus»: «У друга нужно просить (и давать ему) только то, что подлинно».
Каждый из нас представляет себе другого, идентифицируя его в соответствии с определенными потребностями. В сущности, каждый являет собой набор стереотипов, выбранных им из собственной социальной и аффективной жизни, которые с этого момента идентифицируют его. Это формы поведения, обретшие самостоятельность, которые стабилизируют идентичность субъекта в комплексуальном русле, то есть устанавливают идентичность, отличающуюся от природного проекта, однако, укрепляющую структуры логико-исторического «Я». Именно поэтому идентичность «Я» нуждается в пересмотре и исправлении в свете эманации онто Ин-се.
Логико-историческое «Я» должно быть готово к самовысвобождению и новому самооткрытию, на основе базового сообщения онто Ин-се субъекта. Это сообщение крайне просто: «да-да», «нет-нет», то есть оно уничтожает все то, что не есть, и подобно воде сглаживает все неровности, ибо море – в глубине.
2.9. Зона уязвимости[76]
Некоторые индивиды обладают определенной энергетикой, которую можно было бы назвать «зоной уязвимости». Она обусловливает подверженность субъекта к восприятию первичных сцен других людей и ослабляет сопротивляемость к инкубации. Анализируя процесс ошибки у подобных субъектов, можно обнаружить четыре фазы: 1) ввод, 2) инкубацию, 3) ошибку, 4) изучение ошибки. В четвертой фазе субъект возлагает вину на внешние факторы, никогда не ища причины ошибки в себе.
Зона уязвимости представляет собой неразвитый и не зарегистрированный со стороны «Я» импульс жизненного кванта. Это – свободная сила, опирающаяся на доверие и добровольную открытость, поэтому сильнейший на данный момент (более организованный и технически вооруженный) считает себя вправе этим воспользоваться и вкладывает нечто свое, что на третьей фазе разрастается до явной ошибки.
Наиболее организован тот, кто использует не более двух-трех приемов, которыми, однако, владеет технически безупречно. Благодаря такой превосходной организации он способен целиком привлечь к себе другого. Этот небольшой сектор, функционирующий по воле активного субъекта, начинает действовать при его вводе в целостность пассивного субъекта, вынуждая последнего принимать точку зрения отправителя: «Я» начинает руководствоваться в своей деятельности его требованиями.