Зимой у зайца-беляка на лапах вырастает длинная шерсть.
Но не всегда для мышей снег — друг. Иногда он становится врагом. Бывает, что среди зимы наступит оттепель, подует теплый ветер, пригреет солнце; глядишь — с крыш каплет. Снег подтаивает, становится мокрым, тяжелым и начинает оседать, а вода стекает в низинки. Когда же снова подморозит, образуется толстый льдистый слой. Он закроет сплошной коркой траву, мох, и мышам трудно найти себе корм. Мыши начинают голодать. Они вылезают наружу из норок и идут искать более кормное место. И вот тут-то с ними обычно случаются несчастия. Их меховой покров — мышиная шкурка — так тонок, что не может защитить от мороза. При температуре ниже 10° мороза мыши замерзают.
Я наблюдал в детстве, как горностай найдет мышиное гнездо, разорит его, разроет, а мышь шмыгнет у него из-под носа и в сторону. Горностай часто и не заметит, куда мышь побежала. Но обычно этим мышам все-таки спастись не удавалось. Отбегут недалеко и падают мертвыми.
Лежат скрюченные, голова как-то странно подогнута. Я в детстве думал, что они умирают от разрыва сердца: увидит мышь, что горностай лезет к ней в норку, испугается, и сердце у нее разрывается. А оказывается, они просто замерзали. Умирали не от страха, а от холода.
Северные охотники подбивают лыжи шкуркой.
>Фото Д. Дебабова.
Мышей, вылезших из нор, ждет и другая беда. Один молодой натуралист на Северном Кавказе стал следить, куда побегут голодные мыши добывать себе пищу. Он проверял их путь по следам и узнал, что все мыши погибли. Кого с’ела сова, кто попался хорьку или ласке. И самое большое расстояние, которое удалось пройти мыши, было 250 метров.
Из своих наблюдений этот натуралист сделал простой и очень интересный вывод. Мыши не только причиняют убытки сельскому хозяйству, — они еще вредны и тем, что распространяют заразу, перенося на себе зародыши самых страшных болезней, особенно чумы. Мыши поселяются в скирдах хлеба, в стогах сена и живут тут, пока есть корм; но как только корм кончится, они начинают перебегать поближе к человеческому жилью.
Вывод молодого натуралиста был такой: надо поставить скирды и стога сена не меньше чем в 300 метрах от домов. Тогда мыши не сумеют добежать до жилья и не перенесут с собой заразу. Ведь больше 250 метров не удавалось пробежать зимой ни одной мыши.
Если вскрыть такую замерзшую мышь, посмотреть ее желудок, то обычно он оказывается почти совершенно пустым. Значит, мыши нечего было есть.
Токующий тетерев.
>Фото проф. С. И. Огнева.
Мягкий, толстый снежный покров полезен для мышей, а для их врагов он гибель.
Пока тепло и мыши выходят на поверхность снега, совы могут их поймать. Но когда снег лежит толстым слоем, совы начинают голодать. Замечено, что в тех местах, где редко выпадает глубокий снег, в снежную зиму совы почти вымирают. На стогах, на чердаках находят массу погибших сов.
Наши совы хотя и голодают в снежную зиму, но все-таки переживают ее легче. Раз не достанешь мышей, приходится переходить на «птичий стол» — питаться птицами. Сова — птица ночная, а большинство птиц летает днем, и сова начинает приспособляться, охотиться тоже днем. В сумеречный зимний день она достаточно хорошо видит.