×
Traktatov.net » Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить » Читать онлайн
Страница 79 из 183 Настройки

Поворот к тевтонскому духу

Склонность Германии больше сберегать, чем тратить, и, соответственно, поддерживать высокое положительное сальдо по текущим операциям – далеко не новость. Об этом уже упоминалось выше в данной главе. На протяжении почти всего существования еврозоны зеркальным отражением этого внушительного германского профицита служил дефицит в периферийных странах, так что в целом торговля еврозоны оставалась более или менее сбалансированной. Однако, когда в периферийных странах спрос пошел на спад, а конкурентоспособность у некоторых из них начала укрепляться, в прежней конструкции наметились перемены. На сегодня еврозона в целом имеет существенное положительное сальдо по текущим счетам, составляющее порядка 0,5 % общемирового ВВП. В 2014 г. этот показатель примерно сравнялся с суммарным профицитом стран ОПЕК и России.

Это факт чрезвычайно важный, и не только для Европы, но и для мира в целом. В своей предыдущей книге, «The Trouble with Markets», вину за порождение факторов, вызвавших финансовый кризис 2008 г., я возлагал на склонность мира чересчур много сберегать, притом что ряд стран «сберегают чрезмерно» и намеренно поддерживают на высоком уровне сальдо по текущим операциям. Однако в последние годы положение дел решительно поменялось. От японского профицита осталось одно лишь воспоминание, у Китая он уполовинился, а в нефтедобывающих странах упорно стремится к нулю. Но, как только все это произошло, откуда ни возьмись появился новый источник дисбаланса – еврозона. И верно – в 2015 г., пока у нефтяных стран положительные сальдо по текущим операциям доживают последние дни, еврозона по величине профицита по текущим операциям, вполне возможно, выдвинется на первое место в мире.

Единая евровалюта обратила в тевтонский дух всю еврозону. И пускай кое-кто в Германии придерживается на этот счет иного мнения, ничего хорошего в том нет. По показателям производительности страны еврозоны никак не отнесешь к тевтонским, а своими профицитами по текущим операциям они обязаны только тому, что насильственно держат в черном теле внутренний спрос. Но для еврозоны в целом – как и для всего мира – общий итог складывается как раз в тевтонском духе.

Все это выливается в серьезную проблему для мировой экономики. Она была бы куда как здоровее, если бы профициты по текущим счетам и вовсе исчезли, но только за счет того, что возросший внутренний спрос подтолкнет вверх импорт, а не ценой краха экспорта. А так, сам по себе, уверенный профицит по текущим операциям явно послужил одной из главных причин крепких позиций евро на валютных биржах – и заодно усердно подливал масло в огонь одной из нависших над еврозоной проблем. Имя ей – угроза дефляции.

Дефляция и пример Японии

Коль скоро дела у еврозоны по-прежнему разочаровывают, обозреватели один за другом приходят к выводу, что еврозона повторяет или рискует повторить горестную судьбу Японии. Здесь и в самом деле можно провести близкие параллели. И что поражает: если сопоставить ход банковского кредитования в Японии с начала периода ее экономических бедствий в 1991 г. с тем, что происходит в еврозоне, начиная с 2008 г., то видно, что у еврозоны дела идут хуже (рис. 4.3). И верно, в конце 2014 г. банковское кредитование в еврозоне шло на спад. Это момент принципиально важный. Трудные для Японии времена проходили под постоянный лейтмотив о слабости банковской системы и ее ограниченных возможностях обеспечить восстановление экономики. Вот и теперь трудно представить, как еврозона будет восстанавливаться в условиях, когда банковское кредитование страдает такой немощью.