NAFTA как пример для Евросоюза
Североамериканское соглашение о свободе торговли (NAFTA) создавалось в 1994 г. с целью активизации торговых процессов и создания импульса к росту благосостояния в США, Канаде и Мексике. Так оно и получилось, хотя названные страны оперируют собственными национальными валютами, чьи взаимные курсы подвержены существенным колебаниям. Однако никаких движений в сторону создания политического союза эти страны не предпринимали.
Правда, в телевизионном интервью, которое вышло в эфир в сентябре 2007 г., экс-президент Мексики Висенте Фокс призывал США, Канаду и Мексику сформировать валютный союз. Он заявил, что уже обсуждал с президентом США Джорджем Бушем-мл. возможность создания Североамериканского валютного союза. В тот же день его слова были опровергнуты пресс-секретарем Белого дома: «В настоящее время мы не разрабатываем плана, который предусматривал бы создание такой валюты». Кроме того, ни американское, ни канадское правительства никогда не делали официальных заявлений о поддержке идеи Североамериканского валютного союза. На это имеется множество причин, и не последняя из них заключается в том, что для США экономические выгоды такого объединения были бы мизерны, а потенциальные политические потери – огромны.
Министерство финансов Канады недвусмысленно выразило свое мнение на этот счет в 2006 г.: «Введение единой североамериканской валюты нежелательно для Канады». В дополнение к этому было заявлено: «Единая североамериканская валюта бесспорно означала бы для Канады необходимость перейти на доллар США и принять монетарную политику США. В этом случае Канада утратит контроль за внутренней инфляцией и процентными ставками».[43]
Как зона свободной торговли, NAFTA обладает некоторым сходством с нынешним Евросоюзом, но между ними имеется ряд ключевых различий. И там, и здесь обеспечиваются свободное передвижение товаров и услуг, взаимный доступ к правительственным контрактам, уважение прав на интеллектуальную собственность и свободное передвижение капитала. Однако NAFTA существенно отличается от ЕС тем, что не предусматривает свободного передвижения людей. Другие два значимых отличия – NAFTA не требует от стран-участниц введения одинаковых внешнеторговых тарифов, и здесь отсутствует нечто подобное Единому рынку ЕС.
Пример ASEAN
Те же аргументы применимы и к Азиатской торговой ассоциации, называемой ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), в состав которой входят Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Разве что дискуссии на тему единой валюты ASEAN привлекали гораздо больше общественного внимания, чем идея валютного союза для NAFTA, но тоже, в конечном итоге, не привели ни к чему.
На самом деле, именно перипетии в еврозоне побудили целый ряд высокопоставленных официальных лиц отвергнуть саму возможность создать в обозримом будущем валютный союз стран ASEAN. Выступая на пресс-конференции в начале мая 2012 г., ведущий экономист Азиатского банка развития Чанйон Ри заявил: