Между прочим, в конце 2013 г. в Мессине, на Сицилии, бывший министр иностранных дел Италии и евроскептик Антонио Мартино организовал конференцию под эгидой Альянса европейских консерваторов и реформистов, в которой приняли участие представители многих партий из разных стран Европы. Конференция имела целью обсудить пути создания Европейского Общего рынка. Особенную пикантность этому форуму придавал тот факт, что местом его проведения стал тот самый отель, где в 1955 г. проходила Мессинская конференция Европейского сообщества угля и стали, предшественника ЕЭС. Мало того, в той конференции участвовал министр иностранных дел Италии Гаэтано Мартино, который приходится отцом Антонио Мартино.
Сам сдвиг общественного мнения Европы в сторону растущего неодобрения Евросоюза указывает на то, что политическое давление по всей Европе в пользу проведения фундаментальной реформы ЕС приобретет большую силу. В этом случае Великобритания с ее порывами покинуть Евросоюз будет ломиться в открытую дверь. Можно заключить, не погрешив против истины, что, хотя еще десять лет назад фундаменталисты интеграции активно пробивали идею создать на базе успешного валютного союза вооруженные силы и органы юстиции Евросоюза, эта идея, по общему признанию, утратила всякий смысл. Переломный момент наступил в 2005 г., когда граждане Франции и Нидерландов на своих референдумах отвергли конституцию Европейского союза. После этого на мечтах о европейской сверхдержаве был поставлен крест. Национальные государства возвращались.
Вполне реальным выходом представляется движение в сторону реформирования ЕС на основе более тесного сотрудничества между Германией и Великобританией. В конце концов, Германия никогда в полной мере не одобряла традицию «этатизма», которая с такой силой владеет умами Франции, и руководство Германии прекрасно понимает, почему все это множество законов и порядков, которые напринимал Евросоюз, не дает экономике ЕС эффективно работать. Теперь, когда Германия упрочила свои позиции как страна и когда во главе ее стоит Ангела Меркель (а это, бесспорно, самый сильный политик в ЕС), Германия могла бы воспользоваться всем своим недюжинным экономическим авторитетом, чтобы поддержать программу радикального реформирования ЕС.
Германия сильнее, чем сама готова признать, желает сохранить Великобританию в составе Евросоюза. В отношениях Германии с Францией возникли трения, и не только в том, что касается кризиса евро, но и в вопросах внешней политики. Когда в 2011 г. Германия приняла сторону Китая и России в отношении событий в Ливии, в Париже схватились за голову. Подобное случилось и во второй раз, когда Германия отказалась поддержать вторжение Франции в Мали. Между тем германские политики прекрасно отдают себе отчет, что, если Великобритания выйдет из ЕС, Германия увеличит свой «вес» в Евросоюзе, а заодно даст больше поводов для обид и претензий, и тогда не исключено, что Франция попытается сколотить против нее неформальную группировку латинских государств. С другой стороны, прочие страны скорее всего поддержат Германию в ее стремлении реформировать ЕС и удержать Великобританию в его составе: я имею в виду Нидерланды, Ирландию, Италию, Финляндию, Швецию, Данию и Польшу.