Джони явно стремится сохранить ценности Стива. Для него, как и для Джобса, «великие продукты» намного важнее, чем цифры в балансовом отчете. «Цель Apple – не в том, чтобы делать деньги, – заявил Джони в июле 2012 года удивленной аудитории на творческом саммите в британском посольстве. – Наверное, звучит несерьезно, но это правда. Наша цель – делать великие вещи. Если мы, успешные люди, верим в то, что делаем, и работаем эффективно, то у нас будут деньги. Мы ясно видим нашу цель»{373}.
Джони объяснил, что получил этот урок от Джобса, когда Apple балансировала на грани краха. «Apple была очень близка к банкротству и ликвидации, но о жизни много узнаешь благодаря смерти, а я много узнал о живых корпорациях, имея дело с полумертвой, – сказал он на конференции. – Когда от банкротства тебя отделяет некоторая сумма денег, легко зациклиться на том, чтобы ее заработать. Но Стива Джобса волновало не это. Он заметил, что продукты недостаточно хороши, и решил: “Нам надо сделать их лучше”. Это сильно отличалось от предыдущих попыток спасти компанию».
Айв стремится сохранить ставший знаменитым приоритет: Джобс всегда говорил, что сосредоточенность заключается не в том, чтобы говорить проекту «да», а в том, чтобы говорить «нет». Под управлением Джони Apple продолжает говорить твердое «нет» продуктам, которые конкурентоспособны, но при этом не шедевры.
«Мы много раз были на этапе подготовки массового производства, но вдруг понимали, что говорим о достоинствах чуть громче, чем надо. Если я начинаю что-то слишком превозносить, это значит, что я пытаюсь убедить сам себя», – говорит он{374}.
Клайв Гриньер, первый деловой партнер Джони, уверен, что благодаря Айву Apple достигнет еще больших высот.
«Джони никогда не был просто дизайнером, – говорит Гриньер. – Он всегда играл в Apple намного более важную роль. Это в том числе и участие в принятии решений о пользовательском интерфейсе… Сейчас Джони занимает стратегическое положение. Я всегда был полон оптимизма в отношении Apple, потому что успех компании во многом создан этим дизайнером. Стив раскрыл его, оттащил Джони от крышек для принтера и дал ему работу, которую он заслуживает… Стив вселил в него уверенность, позволившую выразить врожденный дизайнерский талант и создать изумительные продукты. И Джони будет продолжать в том же духе.
Apple – отличная компания, но за последние десять лет она достигла такого уровня именно потому, что у нее был Джони, которому Стив подарил возможность создавать невероятные вещи»{375}.
Гриньер продолжает и обосновывает свое мнение. «Хотите верьте, хотите нет, для Apple было бы хуже, если бы она потеряла Джони, а не Джобса. Джони незаменим. Если бы он ушел, было бы невозможно найти другого дизайнера-лидера с таким чувством человечности, идеями, спокойствием, способностью сплотить команду. Apple стала бы совсем другой»{376}.
Как сказал сам Джони: «Дизайнера во многом определяет то, как он смотрит на мир. Я думаю, что это одно из проклятий профессии – ты постоянно смотришь на вещи и думаешь: “Почему? Почему это так? Почему это так, а не иначе?”»