Валентина унаследовала ум отца. Она много читала и росла приятной спокойной девочкой. Годам к тринадцати она понимала достаточно многое. В том числе в какой-то момент поняла, что мама что-то от нее скрывает, что мама не такая, какой хочет казаться. Мать свято верила, что уберегает дочь от проблем, а Валя видела совсем другое: мама ей не доверяет, мама держит ее за маленькую, мама ее обманывает. Нет, дружба не строится на лжи и недоверии. И нет легче способа унизить умного подростка, чем общаться с ним как с маленьким!
Став взрослой, Валя, конечно, регулярно звонила маме и выполняла все обязанности хорошей дочери. Но отношение к маме оставалось прохладным. Однажды Вале в панике позвонила сестра: мама умирает, она в больнице в коме, срочно приезжай! Валя приехала и застала мать, мечущуюся в бреду по кровати. И только тогда, слушая ночной больничный бред, Валя вдруг осознала все мамино одиночество, все ее страдания с самого молодого возраста! Валю пронзила щемящая боль: «Мама, что же ты наделала, ведь я могла быть тебе другом! Почему ты меня отстранила? Почему побоялась раскрыться?» Наверное, этот момент мог стать переломным в их отношениях… Утром мама умерла, не приходя в сознание.
Лена очень старалась быть хорошей мамой. Старалась, несмотря на то, что муж ее был сторонник жестких методов, регулярно ругал и наказывал детей. Оглядываясь назад, Лена иногда думает, что ее отношения с дочерью начали портиться именно тогда, когда она не смогла уберечь ее, еще совсем маленькую, от чрезмерной строгости отца. Дальше – больше. Дочка, способная девочка, лет в двенадцать потеряла интерес к учебе, сползла на тройки и четверки и не собиралась ничего исправлять. А троечнику выжить в современном обществе нелегко. Лена перепробовала все, чтобы разбудить дочкины амбиции, и в конце концов пошла напролом: жесткий контроль, ругань, конфликты. Дочка, когда-то обожавшая маму, стала чужой и холодной. К шестнадцати годам стена равнодушия казалось непробиваемой.
Все это мучило Лену день и ночь. И вот однажды, когда дочери было уже восемнадцать, после привычно-прохладного разговора Лена ушла в свою комнату, бросилась на кровать и горько заплакала. Дочь пришла посмотреть, что происходит. Вся распухшая, в слезах, Лена честно рассказала ей о том, как она жалеет о сделанных ошибках, как она хочет дружбы дочери и в какое отчаяние ее приводит то, что отношения не складываются, и все это – по ее, Лениной, вине! Дочь была потрясена. Она думала, что у них нормальные отношения, и никак не ожидала, что мама воспринимает ее отчужденность так близко к сердцу. Постепенно отношения стали более теплыми и доверительными. И когда в Лениной жизни грянул развод, она знала, как надо себя вести с теперь уже взрослыми детьми. Честно и без прикрас обсуждала она с ними свои переживания. И получила такую поддержку, на которую даже не могла рассчитывать! У Лены добрые близкие отношения с сыном и дочерью. А могло быть совсем иначе, если бы Лена так и не решилась проявить полное доверие.
– Спасибо за примеры, – тренер не хочет тратить слишком много времени на эмоции. – Ну что, мы все согласны, что детям надо полностью и бесконечно доверять? Значит, начнем их грузить подробностями наших проблем на работе и в интимной жизни? Но не ведет ли это к другим ошибкам?