Молодой учитель, который всего в жизни добился сам, просто в ярости от безграничной наглости разбушевавшихся подростков. Все попытки хоть чему-то их научить раз за разом заканчиваются полным крахом. И вот после очередной выходки со стороны класса наш герой врывается с учительскую: «Эти дети! Эти дети! Дети… Дети?» На следующий день он приходит в класс, как всегда, в белой рубашке и галстуке, но настолько серьезный и суровый, что класс несколько притих. «Вы думаете, что вы маленькие дети и вам все можно? Завтра вы выйдете из школы, и этому придет конец. В этом классе нет детей. Вы все взрослые. И я требую от вас соответствующего поведения». Он потребовал, чтобы подростки называли друг друга как взрослые: мисс Даре, мистер Денхам. Независимо от происхождения и личного дела. Он потребовал опрятно выглядеть и не перебивать, когда говорят другие. Он сказал, что не будет их больше ничему учить. Потому что они взрослые и ясно дали ему понять, что они не хотят ничему учиться. На вопрос детей, что же они будут делать на уроках, он ответил, что они будут разговаривать о жизни, как взрослые, и разрешил задавать любые вопросы. Переложив на плечи детей ответственность за их поведение, он многому сумел их научить и добился потрясающих воспитательных результатов. Посмотрите этот фильм, и вы увидите, что даже в самых безнадежных ситуациях дети поддаются управлению, если к ним отнестись серьезно и честно и, в частности, удовлетворить их потребность быть взрослыми.
Почти противоположный пример – фильм «Умница Уилл Хантинг». Правда, мальчик там постарше, ему 19 лет. Но это не меняет сути. Уилл – сирота. Он вырос в бедности, его друзья – простые работяги и отпетые хулиганы. По поведению Уилл ничем от них не отличается. И все-таки он совсем другой. В свои 19 лет он прочитал столько книг, что хватило бы на несколько жизней. Он обладает необыкновенным талантом к учебе и наукам, особенно к математике. Уилл устраивается уборщиком в знаменитый Массачусетский технологический институт, и там его талант обнаруживает знаменитый профессор. Профессора обуревают эмоции. Он восхищается талантом Уилла и завидует ему до смерти. И все-таки у профессора достаточно благородства, чтобы пытаться помочь мальчику развить и реализовать его необыкновенные способности. Беда только в том, что Уилл не хочет помощи профессора. Профессор пытается устроить его на хорошую работу, а он проваливает одно интервью за другим. Уилл остается колючим и закрытым и вовсе не собирается двигать вперед мировую науку. Профессор направляет Уилла к психотерапевтам, но тот глумится над ними, и сеансы раз за разом проваливаются. Психолог, однако, необходим, и профессор, перепробовав всех, наконец, обращается за помощью к своему приятелю по университету, Шону.
Шона играет Робин Вильямс, который получил за эту роль заслуженного «Оскара». Оставшись с Шоном, Уилл, конечно, начинает демонстрировать свой блестящий ум. Он читал многое из того, что стоит у психолога на полках. Он знает все об искусстве и психоанализе. И вот он пытается вскрыть подноготную Шона, анализируя книги в шкафах и картинки на стенах. Когда молодой человек заходит слишком далеко, Шон в ярости выставляет его за дверь… после чего спокойно назначает следующий сеанс. В следующий раз он ведет Уилла в парк. И там, на скамеечке, спокойно заявляет умнице Уиллу: «Знаешь, ты в прошлый раз наговорил про меня столько глупостей, что я очень рассердился. А теперь я понял одну важную вещь и больше не сержусь. Я понял, что ты – ребенок. Ты думаешь, что ты прочитал много книг и теперь все знаешь. Но ты просто наивный ребенок. Ты увидел одну картину, которую я нарисовал, и тебе кажется, что ты можешь понять по ней всю мою жизнь. Но подумай сам. Ты сирота. Как ты считаешь, если я прочитаю про Оливера Твиста, смогу я понять твои страдания? Ты не знаешь, что такое любовь, что такое счастье, что такое потеря. Ты не знаешь, потому что для этого надо любить кого-то больше, чем самого себя, а ты пока не в состоянии на это решиться. Ты ничего обо мне не знаешь, а я ничего не знаю о тебе. Но я хочу знать тебя. Я интересуюсь тобой, какой ты есть. И если ты хочешь говорить об этом, приходи. А иначе мы просто теряем время. Слово за тобой». После этого он встал и ушел.