Если правила установлены давно и железно, то они становятся неотъемлемой частью существования ребенка. Он не мыслит себя вне этих правил, воспринимает их как само собой разумеющееся и даже не думает их нарушать. Это помогает избежать великого множества ненужных конфликтов, например на тему завтрака, ужина, и времени отбоя.
Реализовать хороший четко установленный режим совсем не просто. Честно говоря, мне самой это не вполне удалось, и я порой около полуночи с ужасом замечаю включенный свет в комнате дочери. Сбои бывают, у кого-то чаще, у кого-то реже, правила могут быть разной степени строгости, но определенный распорядок нужен всем.
Где заканчиваются разумные правила и начинаются родительская тирания и произвол? Чтобы ответить для себя на этот вопрос, нужно понять, какую цель мы преследуем, устанавливая правила. На мой взгляд, правила направлены на решение вот такой жизненно важной задачи.
Задача: Обеспечить здоровье, безопасность и образование подростка. Дать подростку чувство уверенности и защищенности.
Четкие правила и режим нужны именно для этого, а вовсе не для того, чтобы заставить подростка жить так, как нам нравится. Правила – это корсет, несущая конструкция, без которой здание развалится. А как распланировать и украсить это здание, в какой цвет раскрасить стены и что поставить на полки, подросток может решать сам. И не волнуйтесь: если у нас хорошие отношения с детьми, то они сами обратятся к нам за советом и не сделают того, что мы не одобряем. Но, даже если особой близости нет, мы оказываем на них огромное влияние с самого детства, и все будет хорошо.
Конечно, предоставляя свободу действий, мы все равно должны держать руку на пульсе, чтобы наши дети не разбазарили свою юность непонятно на что. Следующие разделы этой главы – некоторые соображения, примеры и невредные советы о том, на что имеет и не имеет смысл тратить время в подростковом возрасте.
Дело, хобби или пустая трата времени?
Года три назад моя дочь увлеклась маникюром. Ее комната наполнялась запахом ацетона, лаки лились цветной рекой. В неопытных руках подростка лак расползался на ногтях в толстые кляксы, ногти долго сохли и быстро смазывались, и дочь в непоколебимом стремлении к совершенству в очередной раз пускала в ход ацетоновую жидкость, чтобы начать все сначала. Я с тревогой наблюдала, как ее ногти, словно шкурка хамелеона, меняют окраску по три раза на день. В ацетоновой жидкости растворялись не только лаки, но и страшное количество ее драгоценного времени, которое можно было потратить на учебу, спорт и прочие полезные вещи.
Я была в растерянности и, возможно, решительно положила бы этому конец, если бы не моя подруга, прелестная жизнерадостная женщина и профессиональная маникюрша. Она передавала для дочки лаки и пилочки и говорила: «Вот и молодец, что занялась ногтями. Ногти – это наша визитная карточка. Пусть будет красивой!» Подумав, я смирилась. Решила не считать это за проблему. В конце концов училась дочка вполне прилично, и никакого криминала в маникюре в общем-то нет – вполне безобидное и даже творческое занятие.