После короткой паузы в атаку пошел половецкий тумен. Но вопреки ожидания монгольских военачальников ракеты по ним не применили. Для чего собственно и пустили вперед этих мало на что пригодных пастухов, чтобы на них растратили ракетный боеприпас. Вместо этого навстречу пошли русские дружинники. Произошла сшибка и началась ожесточенная сеча.
Поскольку эти половцы относились к восточным родам кочевавших за Яиком, смешанные с башкирами и редко когда сталкивались в прямом противостоянии с русами, а потому в отличие от присягнувших царю Юрию Всеволодовичу половецких родов не имели хорошей брони, как собственно и большого опыта сколько-нибудь массовых сражений, так что кованая рать их довольно успешно рубила с соотношением потерь одни к пяти, а то и еще эффективнее.
В конце концов половцы не выдержали избиения и стали выходить из боя расстекаясь в стороны и дополнительно попадая под арбалетные залпы стоящих на флангах ратников.
Отступить назад им помешала посланный в бой Субэдэем булгарский тумен, когда он увидел, что половцы не выдерживают встречного удара.
Этот удар мог оказаться фатальным для уставших русских дружинников, чьи порядки были расстроены и вот когда булгары уже готовы были смять своих извечных врагов, которые к тому же отступая показали спину, из-за пехотных рядов с раздирающим душу воем стали вылетать ракеты. Оставляя дымные следы они круто взлетали вверх, а потом не менее круто падали вниз.
Забухали взрывы.
Булгарский тумен был мгновенно деморализован, началась лошадиная паника. Кони шарахаясь в сторону сталкивались друг с другом, вставали на дыбы, падали давя всадников.
Но в данном случае присутствовал не только психологический поражающий эффект, но и боевой. Эти ракеты были из числа новых и их головные части оснащались поражающими элементами — чугунной дробью.
Делалась она до изумления просто. Жидкий металл просто брали и лили через сито с достаточно большой высоты. В воздухе образовывались капельки и вот они уже падали в воду где и застывали.
Эффективность такой дроби при стрельбе по сколько-нибудь защищенному телу была низка, от ранения спасали не только железный доспех, но даже кожаный панцирь, а при удалении от места взрыва на каких-то пять метров спасала даже обычная стеганка. Но вот лицо… лицо простого воина как правило не защищено, лишь у военачальников есть личины.
Так что эффект от использования дроби все же был весьма впечатляющим.
Еще до того как взорвались последние ракеты с боевыми кличами в атаку рванули половцы под предводительством хана Котяна и Бастыя.
Попавшие под ракетный удар булгары, деморализованные самим обстрелом, а так же серьезно пораненные, ведь очень многим досталось по глазам, да и лошадям тоже досталось, ничего не смогли сделать, как их охватили с двух сторон и стали методично перемалывать.
На выручку безответно избиваемому булгарскому тумену был послан второй тумен и те смогли отбить своих соплеменников от опьяневших от крови из-за легкости уничтожения противника половцев. Но натворить дел они успели.
Субэдэй и Джэбэ находились под впечатлением от ракетного обстрела, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.