В этом тоже заслуга резидента Мориса — Льва Александровича Сергеева.
Еще одна его заслуга состоит в том, что он смог создать небольшую, но очень эффективную резидентуру военной разведки. Состав ее был неоднороден. В основном это были молодые офицеры Красной армии, которые самоотверженно, старательно и добросовестно выполняли задания Центра и указания резидента Мориса. Одним из них был разведчик Чейс. Он работал под командованием Сергеева с 1942 по 1945 год. Этот офицер до службы в военной разведке окончил Ленинградский педагогический институт иностранных языков, опыта разведывательной работы не имел. Но под руководством Мориса он успешно руководил работой одного ценного источника, выполнял задачи по вербовке новых агентов и успешно решал другие важные задачи. Сергеев умел строить отношения с окружавшими его офицерами. Они видели в нем разведчика-профессионала, уважали его, набирались опыта трудной и опасной разведывательной работы.
В 1943 году Центр направил в Вашингтон оперативного работника, который имел оперативный псевдоним Номад. Он назначался на должность заместителя Мориса. По замыслу Центра Номад должен был заменить Сергеева в 1944 году.
Но произошло невероятное. Через полгода Номад, увидев на месте объем работы, которую выполнял резидент Морис, его нагрузку и авторитет среди работавших с ним офицеров, написал в Центр обстоятельное письмо, в котором утверждал, что руководить резидентурой «Омега» может только Морис. Более того, Номад в своем письме поверг критике некоторых работников Центра за необъективное отношение к Морису. Это был поступок честного человека, которыми и сильна военная разведка.
Глава 7. Информация по ленд-лизу
В марте 1941 года американский конгресс принял закон о ленд-лизе. Официально он назывался Акт содействия обороне США[11]. Действие этого закона распространялось на Англию и другие государства, против которых Германия развязала войну.
Закон о ленд-лизе предоставлял американскому президенту полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов»[12].
После нападения фашистской Германии на СССР правительство США заявило, что оно намерено оказать помощь Советскому Союзу. Однако, прежде чем это сделать, вопрос о возможной помощи несколько месяцев обсуждался в американских коридорах власти, где политики и эксперты оценивали способность России к сопротивлению[13].
Американцы пытались заглянуть в будущее и найти ответ на один-единственный вопрос. Он был сформулирован 25 июня 1941 года на страницах газеты «Уолл-стрит джорнал». Вопрос этот звучал приблизительно так: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе?»
После тщательной калькуляции возможных прибылей и потерь, которая длилась около трех месяцев, политики пришли к заключению, что выиграть войну в Европе против фашистской Германии без Советского Союза будет невозможно. Это был убедительный аргумент. Поэтому американцы согласились оказать помощь СССР в борьбе против Германии. 1 октября 1941 года в Москве был подписан первый протокол о поставках по ленд-лизу американских товаров в Советский Союз. Стоимость американских экспортных поставок определялась в миллиард долларов. Для оплаты этих поставок, рассчитанных на девять месяцев, советскому правительству выделялся беспроцентный кредит.