×
Traktatov.net » Информаторы Сталина. Неизвестные операции советской военной разведки. 1944-1945 » Читать онлайн
Страница 21 из 259 Настройки

Голиков встретился и с военным атташе полковником Сараевым, который настаивал на том, чтобы удачливый разведчик Морис был подчинен ему по оперативной работе. Начальник разведки отверг предложения Сараева, подтвердил полную самостоятельность старшего лейтенанта Сергеева в оперативной работе и его прямое подчинение только Центру.

Находясь в Вашингтоне, Голиков дал указание в Москву переоформить Сергеева с должности шофера на должность делопроизводителя аппарата военного атташе, установил ему своим приказом новый повышенный оклад. Голиков телеграфировал в Центр по этому поводу следующее: «Это более соответствует фактической крупной роли и большевистскому отношению Сергеева к выполнению заданий Центра».

После встреч с начальником военной разведки Сергеев приступил к выполнению новых задач. Через месяц его резидентура пополнилась новым источником. Он получил псевдоним Мавр. Он передавал важные военные сведения Мастеру. Причина, из-за которой Мавр стал передавать секретные сведения, была проста. Источник знал, что такие сведения необходимы Советскому Союзу в его борьбе против фашистской Германии, но эти разведсведения представителям советского командования не передавались. Мавр это видел и решил устранить несправедливость.

Мавр вырос в семье известного сенатора, работал в важном правительственном учреждении и имел доступ к очень серьезным документам военно-политического характера. Новый источник также оказался способным вербовщиком. В 1942 году он привлек к работе Медею, которая была сотрудницей одного из управлений американской разведки.

Стремясь как можно быстрее выполнить задание начальника военной разведки по привлечению новых источников, Морис провел операцию по изучению и вербовке агента Мерлин. Сообщив в Центр о том, что Мерлин готова на бескорыстной основе передавать ему важные сведения, Морис неожиданно для себя получил строгое замечание от Директора. Начальник военной разведки, скорее всего сотрудник отдела, который руководил работой Мориса, был недоволен тем, что резидент осуществил эту вербовку без разрешения Центра, и запретил ему ставить перед Мерлин какие-либо разведывательные задания.

Отвечая Центру, Морис писал, что Мастер, который рекомендовал привлечь к работе Мерлин, очень хорошо ее знает и убежден в ее надежности. Настойчиво добиваясь разрешения на работу с Мерлин, Сергеев писал в Центр: «Еще раз докладываю, что я далек от каких-либо авантюр, и все мои предложения основаны на серьезной базе и, кроме того, никто не снимал с меня ответственности и задач по привлечению к работе новых людей, чем я и занимаюсь».

В Центре, получив такое сообщение резидента, в конце концов согласились с его настойчивостью и разрешили работу с Мерлин.

После этого указания Центра Морис докладывал начальнику Главного разведывательного управления: «Вопрос внедрения наших источников в разведывательную систему США, который был поставлен Центром перед резидентурой в конце 1942 года в качестве перспективной задачи, можно считать решенным».

В ноябре 1942 года Центр приказал Морису восстановить связь с агентом Мартом. Характеристика Марта, которую Центр прислал Морису, удивила резидента. По данным Центра, этот источник в прошлом не проявлял активности в добывании сведений.