Таким образом, все контракты оказываются одинаковыми. Поэтому и цена на них одинаковая. Получается, что фьючерсный рынок фактически становится реальной биржей – потому что всё настолько сильно стандартизировано. Известно куда, известно что, все детали и условия. В некотором роде рынок фьючерсов – это и есть настоящий товарный рынок. Тот факт, что сделка пройдёт в будущем, даже добавляет удобства – можно подготовиться, и дата известна заранее. В то время как спотовый рынок (не фьючерсный, а конкретно «на сейчас») – далеко не так удобен. Его куда труднее понять и простить.
Давайте представим сегодняшнего фермера, который выращивает рис, пшеницу или сою, ну хотя я всегда представляю, что коноплю. Едешь ты по Небраске, а по радио передают, где чо скоко стоит. Зачем? Затем, что реднеки все слушают это радио. Они выращивают грибы и травы. И овощи. Овощи тоже будут мясо[77]. Так вот, по радио будут говорить цены на фьючерсы! Несмотря на то что они будут в будущем. Но будут называть именно их, так как у них есть стандарт, они означают нечто конкретное. Вот почему фьючерсный рынок товаров главнее спотового.
Ещё надо кое-что отметить. Фьючерсный рынок появился в начале XVII века в Японии, и японцы были лидерами в теме до 1939 года. Во время Второй мировой японское правительство закрыло рынок. С тех пор рынка фьючерсов там больше нет. Хотите верьте – хотите нет, но бомбами были накрыты не только Хиросима и Нагасаки. И где же сейчас торгуются фьючерсы на рис? Я вам скажу: в Америке. Это основной рынок рисовых фьючерсов – и всех остальных фьючерсов тоже. Людям удобно, когда рынки централизованы и для всех одна цена. Но вот так вышло, что мировой рынок риса сейчас в Чикаго, так как владельцы чикагской биржи (CME – Chicago Mercantile Exchange) ещё в 1992 году создали мировую электронную систему торгов Globex. А японцы могут сделать себе харакири.
19.3. Контанго и бэквардейшн
Можно поизучать график этих фьючерсов, возьмём обычный нешлифованный рис и глянем на кривые в разные месяцы. Там на целый год вперёд есть разные фьючи, а котировки идут в центах за фунт риса, причём американский фунт, по 455 граммов. То есть торгуется рис (и свинина, и дрова, и крупная рогатая корова) по всему миру за американские доллары. Поэтому японцы, которые хотят купить фьючерсы на рис в Осаке, должны поменять свои йены на доллары, завести их на американский Globex и там покупать. Стандартный контракт – 2000 стофунтовиков, то есть 91 тонна риса.
Итак, фьючи торгуются на год (даже чуть больше) вперёд, но основная торговля идёт на ближние месяцы. Годовой фьючерс не такой ликвидный, и не факт, что можно купить или продать нужный объём. Но факт в том, что сейчас можно купить риса, который приедет через год.
Как правило, фьючерсы торгуются выше спотовой цены. То есть люди ждут повышения цен в будущем. Любой, кто торгует рисом, видит: цены будут выше.
Отвлекусь немного от фьючерсов, но есть мнение, что именно повышение цен на еду стало одной из причин недавних революций на Ближнем Востоке: за 2004–2008 годы оптовая цена на рис выросла в два раза, это очень много. Когда еда дорожает, люди беспокоятся и бунтуют. Даже небольшой рост на оптовом рынке может привести к падению многих семейных бюджетов за черту бедности. А самый большой экспортёр (но не самый большой производитель) риса в мире – Таиланд.