А что, если цена на рис упадёт? Тогда ты придёшь на склад и скажешь: «Бля, чото не хочу я покупать у вас рис по той цене, что в контракте, – я же могу купить дешевле у соседа!» Не приносишь деньги вовремя, ну и склад тут, понятное дело, обозлится и скажет: «А не отсечь ли тебе яйца, ниндзя ёбаный?» Или, наоборот, рис подорожал и склад говорит: «Чото не хочется мне отгружать по тому контракту, он какой-то неправильный». А может, кто-то из сторон сделки – Грендайзер или Сейлормун, или перебрал саке? Тогда тоже рынок не очень чётенько будет работать. Сёгуны приуныли.
И что они придумали? Реальный фьючерсный рынок! Работало оно так. В Додзиме была торговая площадка, купцы собирались там в определённое время и заключали контракты на будущие поставки. Но это были уже стандартизированные контракты, одобренные биржей, поэтому с ними никаких проблем возникнуть не могло. Так каждый день в определённые часы шли торги и можно было купить фьючерсы на будущие поставки.
Торговую сессию они соблюдали строго. Интересно, что часов-то у них не было! Но как-то они там решали, что пора заканчивать, в центре комнаты поджигали верёвку, и, когда та догорала, торговля прекращалась. Но были и те, кто торговать не переставал. На этот случай на бирже были специальные ребята, которые ходили и дико обливали трейдеров холодной водой – не шучу, реально обливали. Ну и приходилось прекращать.
Ещё у них были сигналы руками, целая система. Представьте, что там эти бешеные трейдеры со всей Японии бегали и орали – невозможно же нормально общаться среди такого бурлеска! Поэтому вот придумали систему знаков.
Если ты поднимал руку, значит, продаёшь. Сколько пальцев вытянул – столько контрактов и продаёшь. Как-то по-другому руку поставил – покупаешь.
На пальцах обозначались десятки, сотни, даже дроби и срок контракта – на месяц, два или больше. Концепция потом на весь мир распространилась.
Что же там произошло? А, да, ещё вопрос – а что это были за контракты? У форвардных сделок есть такая проблема, что они все разные. С одним заключил договор – он говорит: сюда привези. Другому туда привези. Третьему не нравится сорт риса, надо другой. И смотри, чтоб без тараканов там, а то всё верну взад. Но так стандарта не установишь!
Получается, с такими различиями даже цену нельзя определить однозначно. Кто-то говорит – я вот рис беру по тыще йен за мешок, – так его надо спросить, а на каких условиях? Что за рис? Куда? Что, если там муравьи? Видно, что там столько деталей, что цену просто так выставить невозможно.
Но на рынке новой надежды – фьючерсов – они стандартизировали контракты. Конечно, это уже не в точности то, что тебе нужно, но зато все знают, что именно и куда будет поставлено. На нынешнем рынке ты обязуешься поставить товар в конкретную дату на конкретный склад, который будет принадлежать самой бирже.
На складе будут инспекторы, эксперты по зерну (или рису, или свинине, смотря чем торгуешь). Они знают свой товар до последнего копытца. И они в курсе, что в рисе водятся жуки, гусеницы или там сколопендры, я не знаю, я рисом не торгую. А они знают – и как их искать, и сколько их может быть в каждом мешке. Совсем без жуков, видимо, не бывает. Но измеряют они всё как следует.