— У нас гости, — произнес подошедший к Андрею Петр.
— Кто? — оживившись спросил парень, и, не дожидаясь ответа побежал к стене. Точнее к боевой площадке на ней.
Взлетел по ступенькам и выглянул в смотровую щель.
Толком лиц не разглядеть. Далеко. Однако было хорошо видно — несколько человек в доспехах. Видно высадились с лодки. И волки опять не выли… Свои или нет эти пришельцы — не ясно. Во всяком случае после недавних событий парень был осторожен и подозрителен как никогда…
Нападение той банды разбойников закончилось с открытием, а точнее опусканием ворот на их головы. Оставшиеся несколько человек сбежали, не задерживаясь. И, видимо, их богато одетый предводитель тоже.
Дальнейший осмотр территории показал — никакой конницы в засаде у них не имелось. И они драпанули так резко, что даже оставили свой лагерь «как есть». Так как, видимо, опасались, что Андрей оседлает наконец меринов и со своими людьми организует преследование. Поэтому кроме двух панцирей и пары легких, открытых шлемов. А также сабель и луков, к Андрею перешло и определенное барахлишко «тылового обеспечения». Включая около шести рублей монетами, из которых пять рублей оказались набиты в тугой кошелек — полушка к полушке и выглядели стоимостью найма. Хотя, конечно, основой улова оказались вполне приличные шкуры, какие-то тряпки, небольшие запасы зерна с солью и все в том духе. Самыми же ценными вещами, кроме защитного снаряжения воинов, были топоры да копья с ножами. Для него это являлось дельным железом, которого привалило несколько килограмм.
Несмотря на победу, парня не охватила эйфория. Скорее, напротив. Он засел за работу над ошибками. А их хватало…
С момента прибытия к усадьбе в этом году парень делал фокус на строительстве укрепления и обеспечения его обитаемости. Ему требовалось возвести вал, отрыв ров перед ним. Поставить «скворечники» — небольшие закрытые площадки на изломах куртины — этакие аналоги бартизанов, только из дерева. Настолько маленькие, что по факту больше двух активных бойцов в них и не вмещалось. Да и те могли работать только в двух разных направлениях. Нужно было также поставить частокол на гребне вала. Соорудить подъемные ворота. А дальше заняться строительством жилого дома, кузницы и прочих построек, без которых обитаемости крепости не достигнуть.
Много всего. И это «много» требовало рабочих рук. В то время как общий ресурс человеко-часов у Андрея был жестко ограничен.
Он сам, Устинка с Егоркой, Петр, Илья, Игнат да два бобыля — это всего восемь мужчин. Точнее семь с половиной, так как Игнат являлся инвалидом и полноценно работать не мог. А это всего девяносто человеко-часов в сутки, если каждый день трудится всем по двенадцать часов.
Имелись, правда, еще и женщины. Но их помощь не выходила значимой, хотя бы потому, что на кого-то требовалось повесить хозяйственное обеспечение. То есть, приготовление еды, стирку, таскание воды и прочее. Тем более, что дам также много не наблюдалось. Евдокия, жена кузнеца да три вдовушки. Где-то на горизонте маячила еще и Марфа, но… Вот как все утихнет — можно будет заняться ее обучением, а пока… на ней лежал труд учетчика, который отслеживал — где сколько чего. Просто чтобы ничего не упустить и немного разгрузить Андрея в этом плане.