Психолог Мартин Аппело подтверждает это: «Паника никогда не длится очень долго».
Невозможно точно предугадать, сколько будет длиться фаза «беги», но она в значительной степени определяет, насколько сильно человек заблудится. Если это умеренная паника, то обычно для того, чтобы успокоиться, человеку требуется 10–15 минут. Но когда наступает настоящий «лесной шок», человек может в ужасе бежать по лесу в течение часа, до изнурения, пока к нему не вернется самообладание. Люди, с которыми это произошло, отходили от маршрута так далеко, что невозможно было найти путь назад.
По словам специалиста по выживанию Меган Хайн, которая работала с Беаром Гриллсом и обладает огромным опытом выживания в самых непригодных для жизни районах мира (в том числе она провела несколько лет в Панаме), заблудиться в джунглях очень легко.
«Джунгли сильно дезориентируют, — сказала она, находясь дома в Уэльсе, когда мы общались с ней по Зуму. — Вы можете легко сбиться с такой тропы, как та, на которой было сделано последнее фото Крис. Достаточно отойти в сторону на несколько метров».
Это подтверждает Уильям Сайротак. «Многие сходят с хорошо протоптанной дороги или тропы, чтобы спуститься вниз по склону через красивую поляну или лес, не понимая, что даже небольшая растительность скроет из виду четко определенную дорогу. Когда они смотрят вверх и не видят ничего узнаваемого, то пугаются и впадают в замешательство».
Тот факт, что Крис и Лисанн шли по открытой тропе, особенно на участке вверх к первому пастбищу, не доказывает, что они не могли заблудиться. Минутная невнимательность или небольшая ошибка могли быть фатальными.
Если мы хотим определить, будет ли логичным признать, что девушки заблудились, важно изучить данные телефонов, чтобы посмотреть, что они скажут нам об их поведении.
Основываясь на фактах, которые были известны нам к тому моменту, мы могли определить, что район, где находились девушки во время первого звонка в службу спасения, имеет площадь около 6,5 квадратных километра. Это большой район, особенно в джунглях, полных быстрых рек с каменистыми руслами и больших перепадов высот.
Мы не должны были забывать, что в тот вечер стемнело не позже, чем в 18.39. Мобильные телефоны выключались после каждого звонка. Так как при отправлении в путь оба телефона были заряжены примерно на 50 процентов, логично предположить, что Крис и Лисанн пытались сохранить заряд аккумуляторов. Это было продуманным решением, которое не говорило о большой панике, во всяком случае, после первого звонка. Учитывая такое поведение, в тот период времени не было очевидных проблем, но это также могло означать, что они уже прошли фазу паники и сбились с пути намного раньше.
Начиная со 2 апреля, звонки в службу спасения делались с некоторой периодичностью, когда Крис и Лисанн в какой-то момент поняли, что, помимо нидерландского телефона службы спасения, они также могут попробовать позвонить по панамскому 911. Это рациональное решение, говорящее о том, что слепой паники не было.
За Мирадором нигде нет сотовой связи, хотя было сделано несколько попыток позвонить.