+ неудач (неудачный старт, ошибка в технике движения, «неудачный противник»).
Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:
+ с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина, хоккей, мотоспорт);
+ с длительной нагрузкой (продолжительное выполнение упражнений на фоне физического и психического утомления);
+ с борьбой (длительные соревнования);
+ с изоляцией (отрыв от дома и семьи во время соревнований) @@@@@5#####.
Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.
Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном тонусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мышления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.
Вторая форма отмечается при длительном ожидании соревнований и на спортивном жаргоне обозначается как «перегорание» спортсмена. Она сопровождается ваготонией – преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы и субъективно проявляется в виде пониженной мотивации и общей слабости.
Наиболее оптимальной формой считается третья форма – боевая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса.
Б. А. Вяткин так характеризует это психическое состояние @@@@@2#####:
+ высокая мотивация деятельности;
+ напряженное ожидание старта;
+ умеренное эмоциональное напряжение;
+ трезвая уверенность в своих силах;
+ способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей и чувств;
+ хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности.
Согласно оценке этого спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация воспринимается как тревожная, но не угрожающая благополучию личности.
5.2.3. Стресс медицинских работников
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.
Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций – страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.
В-третьих – это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.
В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует отметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свидетельствуют данные по западным медикам.