×
Traktatov.net » Король изумрудов » Читать онлайн
Страница 34 из 124 Настройки

«Смарагды те, – прочла Татьяна в старинном документе, – чистоты и красоты неописуемой, один лишь одинаковый изъян имеют. В сердцевине оных смарагдов заключено как бы око воздушное, оттого имеют они вид, будто бы кто из них взирает. Посему архимандрит Пафнутий спервоначала молвил, что те смарагды есть игралище бесовское, поелику в языческом капище долгое время обретались. Однако после щедрых даров на храм Божий владыко мнение свое переменил».

Упомянутые в документе смарагды, то есть изумруды, назывались Очами Идола и передавались потомками славного дона Педро от матери к дочери. На долгое время след их затерялся, и только в документах середины девятнадцатого века Татьяна вновь встретила описание сходных изумрудов, один из которых был продан помещиком Фуниковым, обедневшим потомком древнего рода, богатому купцу Селиверстову. Проданный камень описан был настолько подробно, что его можно было опознать безо всяких сомнений. Второй камень остался в семье Фуниковых.

Селиверстов позднее разорился и для поправки своих дел продал камень англичанину Бенджамину Хоупу, известному коллекционеру произведений искусства и редкостей. Тогда-то изумруд и приобрел свое нынешнее имя – «Глаз ночи».

Второй камень в безвестности пребывал в шкатулке русской барыни, и со временем ювелиры забыли о его существовании, во всех ювелирных каталогах «Глаз ночи» фигурировал в единственном числе. Однако Татьяне попался еще один документ – газетная заметка в «Саратовских ведомостях» за 1909 год, в которой провинциальный журналист сообщал многоуважаемой публике о бракосочетании помещика Антонова с девицею Фуниковой, за которой в качестве приданого дан был «бразильский изумруд девяноста карат». Размеры приблизительно соответствовали «Глазу ночи», тем более и фамилия владелицы – Фуникова – подтверждала версию.

Татьяна попыталась проследить дальнейшую историю семьи помещика Антонова и с большим трудом установила, что сам помещик, и его жена – урожденная Фуникова, и двое их детей погибли в трудные революционные годы. Судьба камня окончательно затерялась в тумане.


– Приехали! – буркнул шофер, не поворачивая головы. – Выходите быстрее, здесь стоять нельзя!

«Для Лерки-то небось стоял в неположенном месте сколько угодно», – беззлобно подумала Татьяна, поблагодарила шофера Володю и вышла. Ее «Фольксваген» стоял на месте, ничего с ним не случилось. Татьяна поскорее поехала в редакцию.

Дня три она находилась под впечатлением увиденного у Леры. Сначала все происшедшее казалось ей просто наваждением или сном. Не может быть такого совпадения! Она всю молодость мечтала отыскать замечательный камень, и вот, когда она выбросила всю свою прошлую жизнь из головы, камень, можно сказать, сам прыгнул ей в руки. Зачем? – мучилась Татьяна. Для чего судьбе было нужно, чтобы она снова вспомнила свои прошлые увлечения? Ответа не было, да его и не могло быть.

После встречи с Лерой Татьяна стала сама не своя. Стоило ей закрыть глаза – и перед ее внутренним взором возникал огромный зеленый камень с таинственно мерцающей внутри его живой искрой – словно кто-то смотрел на нее из глубины теплого зеленого моря… Неужели это действительно он – легендарный «Глаз ночи», камень, о котором она знала, наверное, больше всех на свете и в существование которого почти не верила? Это казалось ей слишком удивительным, чтобы быть правдой…