Джулия пыталась продолжить отношения с мужчиной после его переезда. Так продолжалось в течение восьми лет, но ей становилось все сложнее сохранять связь. Они виделись каждые три месяца, причем он не особо стремился навещать ее, что заставляло женщину постоянно задаваться вопросом о его намерениях.
Ваша жизнь будет полна неопределенности, если вы привяжетесь к человеку, который уже связан отношениями с кем-то другим.
Кэтрин встретила его на встрече школьных выпускников и в те же выходные закрутила с ним роман. Он был женат, имел несколько детей и жил за сотни миль от нее. Она продолжала с ним видеться, надеясь, что либо сможет убедить его оставить жену, либо будет продолжать эти отношения «параллельно» и согласится видеться с ним по возможности. Она все глубже погружалась в безвыходную ситуацию, изо всех сил пытаясь уравновесить тревогу и гнев с надеждами на изменение положения вещей.
Отношения были сопряжены с неопределенностью. Самым лучшим может оказаться не усложнять ситуацию и не вступать в «любовные треугольники» и параллельные отношения, не соглашаться на второстепенную роль. Вы можете считать себя искушенным в житейских делах и способным справиться с подобной ситуацией, но мои наблюдения показывают, что природа человека заставляет нас формировать привязанности, в которых мы претендуем на свою исключительность. Так что самообман, сопряженный с принятием таких условий, скорее всего, будет иметь неприятные последствия. Более того, чем сильнее вы увязнете в этом, тем сложнее будет выпутаться.
Часть II
Как ревность становится проблемой
Глава 4
В плену ревнивого разума
Ревность обладает собственным разумом. Ревнуя, мы часто находимся в плену мыслей и чувств, заставляющих нас думать, что мы близки к разгадке, что наш мир разваливается и необходимо что-то немедленно предпринять. Мы полагаем, что ответ нужен нам прямо сейчас, что станет еще хуже, если мы не избавимся от этих чувств немедленно, и партнер предаст нас, если мы не возьмем ситуацию под контроль сию же минуту. Тревожная сигнализация внутри нас срабатывает, орет, сводит с ума. Мы в плену мыслей и чувств ревнивого разума.
Все человеческие эмоции возникли в ходе эволюции для информирования нас о наших потребностях и любых угрозах нашему благополучию. Как говорилось в первой главе, ревность – сформировавшаяся в процессе эволюции сложная эмоция, сохраняющаяся и поныне, так как связана с необходимостью защитить генетический вклад и обеспечить потомству наилучшую защиту и поддержку. Но когда наши мысли и чувства находятся на пределе, мы размышляем не об этом и даже не о фактах. Мы реагируем на примитивную, мощную тревожную кнопку в голове. Мы – в плену.
Когда мы испытываем ревность, наша система обнаружения угроз активируется. Мы ищем любые признаки того, что наш партнер заинтересовался кем-то другим или кто-то находит интересным его. Мы рассматриваем других людей как неизбежную угрозу, а мысли и чувства партнера становятся потенциальными признаками его предательства. Разум полон решимости отыскать улики – неважно, насколько незначительными и неочевидными они могут оказаться.