Последнее трудно признать недостатком работы только местной администрации, скорее это просчет в политике федеральных властей. Но критическая важность и необходимость такой кампании до сих пор не осознана в Москве, а теперь, пожалуй, уже и поздно.
Ахмат Кадыров прошел большой путь личного роста и трансформации убеждений. От главного идеолога «джихада» против русских, каковым он был во времена Дудаева, он пришел к отрицанию идей «джихадизма», осознав, что в настоящее время военный джихад становится в реальности никакой не «священной войной», а преступным и бесчеловечным терроризмом. Кадыров и его соратники сумели сплотить чеченский народ, столько лет раздираемый, казалось, неразрешимыми противоречиями, и привести его к мирной жизни в составе России.
9 мая 2004 г. в результате покушения Ахмат Кадыров погиб.
Конец истории
Собственно, на этом политическая история Чечни заканчивается. Для взвешенной исторической оценки современности необходима временная дистанция и переход к какому-то иному этапу. Мы можем дать только несколько тезисов.
Москва поддержала передачу власти сыну Кадырова главным образом потому, что убедилась в реальной способности сил, сплоченных вокруг Кадырова-старшего, контролировать ситуацию на своей территории. Новая администрация продолжила бескомпромиссную борьбу с подпольем и достигла значительных успехов, хотя и с сомнительным результатом в плане ликвидации терроризма вообще – активность бандитских формирований, вытесненных из Чеченской Республики, переместилась на территорию соседних Дагестана и Ингушетии. Был продолжен – мягко, но настойчиво – проводимый предшественниками курс на фактическую самостоятельность чеченского государственного образования при внешней демонстрации лояльности Москве и лично российскому президенту, позже премьер-министру. И в этом новая администрация достигла полного и безоговорочного успеха: режим контртеррористической операции (КТО) был отменен, и исчезли все ограничения в самоуправлении и все оговорки и препятствия в осуществлении власти.
Время широкой коалиции, однако, закончилось. Установился режим личной власти главы республики со всеми особенностями подобного режима.
Производительная экономика до настоящего времени не развилась достаточно, чтобы обеспечить рабочими местами население республики, и регион остается сугубо дотационным. Экономическая, культурная, политическая и социальная интеграция Чечни в российское пространство остается очень низкой и, пожалуй, продолжает сходить на нет.
Русские беженцы в республику не вернулись. Напротив, русскоязычное население продолжило свой исход, пока территория не стала практически мононациональной.
В политической и информационной сфере царит единообразие. Полным ходом идут процессы клерикализации всех сторон жизни.
Выводы
История ничему не учит. История рассказывает, «как это было», но не объясняет «почему». Тем более в истории глупо искать подсказок «что делать». Но ознакомившись с историей, человек лучше понимает основы и истоки современности. И может сделать выводы на будущее – впрочем, каждый сделает свои.