Довольно быстро сопротивление потеряло характер политической борьбы за независимость, превращаясь в «джихад» с «неверными». Масхадов полностью попал под влияние «джихадистов», хотя и пытался сохранять какие-то остатки атрибутики лидера светского государства, особенно в своих обращениях к зарубежным правительствам и международным органам. Территория республики перешла под контроль российских военных и новой, союзной им, администрации. И Масхадов превратился в руководителя (одного из руководителей) вооруженного подполья. В таком качестве он и был убит 8 марта 2005 г.
Четвертая республика со смертью президента перестала существовать даже в качестве подпольного государства. А 10 октября 2007 г. второй «преемник» Масхадова, лидер боевиков Умаров, объявил об упразднении «Чеченской Республики Ичкерия» – его бандитские группы отныне стали называть себя «Имаратом Кавказ».
Последний шанс
12 июня 2000 г. указом Президента РФ Ахмат Кадыров был назначен главой администрации Чеченской Республики, а 5 октября 2003 г. был избран президентом, набрав около 80 % голосов избирателей. Консервативные националисты во главе с Кадыровым понимали, что история предоставляет чеченцам, пожалуй, последний шанс обрести свое государственное устройство и успех зависит от их активных действий внутри республики и гибкости в отношениях с Россией. И этот шанс они использовали.
Кадыров для национально-государственного строительства привлекал максимально широкие группы элиты, все способные к сотрудничеству силы. В первую очередь Кадыров принимал своих соратников по националистическому движению, даже бывших убежденных сепаратистов (он ведь и сам был таковым в начале своей политической карьеры). Остатки бывшей демократической оппозиции также приглашались к сотрудничеству, правда, в частном порядке – в виде политической силы национал-демократы уже давно не существовали. Цель – консолидация нации, консолидация всех политических сил в единый фронт, создание жизнеспособного коалиционного правительства – была достигнута. По мере того как федеральные власти убеждались в эффективности местного управления, полномочия переходили от российских силовиков к республиканским властям.
В считаные годы основные катастрофические последствия многолетней разрухи и войны были преодолены. Заработали полноценные государственные и социальные службы. Был осуществлен переход к мирной жизни, мирному строительству и восстановлению республики.
Вместе с тем для времени Пятой республики характерны и негативные моменты: продолжение активных действий бандитского подполья на территории республики, а также неадекватное применение силы федеральными войсками, с жертвами среди местного населения; вынужденное, но все же чрезмерное присутствие российских силовиков; формирование зачатков авторитарного стиля правления и культа личности; отсутствие продуманной, подкрепленной ресурсами и основательной политики по возвращению на территорию Чечни русскоязычных беженцев, восстановлению их в правах и компенсации им утраченного жилья и имущества.