×
Traktatov.net » Прыжок волка » Читать онлайн
Страница 30 из 94 Настройки

Казалось бы, совместно со Святославом против Хазарии должны были выступить и аланы, которых совсем недавно, 37 лет назад, хазары принудили к капитуляции. Но в летописи мы читаем, что князь «и ясы побил, и касоги», то есть заодно с хазарами Святослав потрепал и предков осетин, и предков черкесов. Может, летописец слегка преувеличивает воинские успехи киевского князя? Едва ли, скорее, аланы и черкесы действительно выступили против русичей, так как имели свои планы на хазарские земли. К тому же их могли снова науськивать из Константинополя (Византия пользовалась услугами Киева в борьбе со своими соперниками, но не хотела «чрезмерного» усиления русичей на Кавказе).

Как я писал выше, князь Святослав хотел не просто разгромить Хазарию или, например, пограбить, а занять территории, освоить, поддержать славянскую колонизацию и перенести центр русского государства на юг, ближе к Дону или к Дунаю. А приемные «родственнички» – шведы пусть себе остаются в своих торгашеских городах: Новгороде и Киеве. Святослав был так последователен в своем натиске на Юг, что думается: может, он сам был из этих мест? Наследником местного южнославянского, «казачьего» племенного или военного вождя, оставшимся в раннем детстве сиротой и отданным в приемные сыновья варяжскому князю Киева – в качестве гарантии патриотической политики киевского престола? Но это история скорее романтическая, чем достоверная. Святослав мог быть по духу похож на Александра Македонского: последний тоже мало интересовался метрополией и центры своей империи обосновал много южнее. Новый город на новом месте.

Иногда повороты истории зависят от отдельных судеб. Южнорусская империя не состоялась, потому что в 972 г. князь Святослав был убит, вроде бы печенегами. Княжество унаследовали его сыновья – Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк княжил в Киеве, Олег был наместником в Древлянской земле, Владимир – в Новгороде. С 977 по 980 г. братья были заняты тем, что убивали друг друга, и им было не до южных земель. Когда остался один Владимир, то у него опять нашлось более важное дело: близился 988 г., год крещения Руси. Русские гарнизоны стояли в Хазарии до 990 г., а потом ушли. Ориентация внешней политики Руси снова на несколько веков отклонилась от кавказского направления, переместившись на привычную ось «Византия – Швеция».

Сразу по уходе со сцены русичей аланы и авары окончательно поделили бывшую Хазарию на «сферы влияния». Вместе с землями поделили и обитателей. Так часть нахских племен оказалась под скипетром Алании, а другая часть – у подножия золотого трона страны Серир.

Есть, правда, некоторая лазейка в толкованиях исторических текстов. Арабский историк, географ и путешественник Аль-Масуди, пишет, что от царя Алании до правителя страны Серир три дня пути по лугам и пересеченной местности. Некоторые современные ученые в эти «три дня пути» и помещают земли вайнахов, которые, получается, жили сами по себе между Аланией и Сериром. Но более никаких исторических подтверждений существования такой большой территории (три дня пути – это километров 100–200! Протяженность современной Чеченской Республики с запада на восток составляет 230 км) между двумя царствами нет. Даже Руслан Арсанукаев, очень патриотичный историк, убежден, что араб имел в виду расстояние между столицами Алании и Серира, а не между границами этих стран.