Представители разных религий стремятся к благу. Но у них разное понимание мира и, как следствие, разные понятия Бога, добра и зла. Что для одних добро, то для других зло. Невозможно сказать, кто прав, потому что, а судьи кто? Противоположные взгляды невозможно примирить, пока они опираются на разные представления о мире.
Абсолютным понятиям добра и зла нет места в мире. Все относительно. Даже если в реальности есть черти, которые в аду грешников на сковородках жарят, — они зло только с позиции человека. Точно так же, как человек с позиции домашних животных абсолютное зло. Для животных, которых он ловит и жарит, человек есть самый настоящий черт.
Вселенная равнодушна. Нет абсолютного добра и зла. Абсолютно только стремление к благу. Так как жизнь может существовать только через причинение вреда другой жизни, прав оказывается тот туземец, у которого спросили, что такое добро и зло. Он ответил, что добро — это если мы украли у соседей стадо коров. Зло — это если они у нас украли.
ГЛАВА 3. Простецы
…Есть такая категория людей — простецы. Их приверженность однажды взятым на себя обязательствам выше ума. На все вопросы они отвечают, слушая сердце. Свое сердце они считают правильным на том основании, что именно оно привело их к тому, что им нравится и привычно. Они рассуждают, что, если бы мое сердце давало неверные советы, оно привело бы меня к другой религии. Но раз привело меня к религии, которую я считаю правильной, значит, мое сердце имеет связь с Богом. А сердце иноверца уловлено сатаной. Почему? Ну как почему… Потому что привело его к ложной религии.
У простеца все просто… Читая эти строки, он подумает про себя: вот вы здесь слова разные говорите, думать призываете. А мне думать не нужно. Я приду в храм (костел, мечеть, синагогу или к идолу), выполню обряды, вознесу молитву, и так мне тепло на душе станет, так хорошо, что и слов никаких не нужно. По сердцу благодать разольется…
Посоветует такой человек не мудрствовать лукаво, а полагаться на сердце, ибо оно знает истину. В качестве окончательного бесспорного аргумента, снимающего последние сомнения, приведет слова из «Маленького принца» Экзюпери: «Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце». Оно учует правду.
Звучит впечатляюще. Кажется, даже спорить не о чем. Но я отвечу воображаемому собеседнику: дай тебе Бог всего хорошего, добрый человек. На слух твои слова звучат приятно и правильно, но перенесем их на практику.
Все религии говорят, что доступ к сердцу имеют как духи истины, так и духи лжи. «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11, 14). Как узнать, у кого доступ к вашему сердцу? Особенно если ваше сердце чувствует одно, а сердце иноверца другое и оба за свою истину готовы умереть. С помощью сердца? Но это уже замкнутый круг.
Если вам завтра явится существо и представится Богом, как вы определите, правду оно говорит или выдает себя за того, кем не является? На этот вопрос нереально ответить. Остается прятаться от таких вопросов за присказками типа «Бог не попустит», «на все воля Божья» и прочее. Имя этим присказкам — легион.