Все они имели ряд черт, отличающих их от классического определения, но в то же время позволяющих считать их звеньями одной цепи, составными частями единого замысла.
Успешными оказались «революция роз» в Грузии (ноябрь 2003 года), «оранжевая революция» на Украине (декабрь 2004-го — начало января 2005 года), а также «тюльпановая революция» в Киргизии (март 2005 года).
Для чего, кем и как готовились и совершались эти «революции»? Так ли уж спонтанно происходили эти всплески «народного волеизъявления»?
В 70–80-е годы минувшего века, когда стала окончательно очевидной невозможность победы традиционными средствами для какой-либо из противоборствующих в «холодной войне» сторон, крупные государственные и полугосударственные учреждения Запада занялись тщательным изучением и разработкой темы «бархатных» революций. Эта работа велась более чем серьезно, и в конечном итоге политическая наука достигла таких теоретических результатов, что появилась реальная возможность достаточно быстро разрабатывать технологии «ненасильственной» смены существующей власти применительно к конкретным условиям.
Учебным пособием для всех активистов «цветных революций» стала книга американского политолога Джина Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения». [110]
Именно в этой работе впервые была четко сформулирована программа, имеющая целью установление мирового господства США, в ней объясняются политические катаклизмы конца ХХ века, как то: развал СССР и прокатившаяся по бывшим соцстранам восточной Европы волна «бархатных» революций.
Именно так — с подачи внешних сил (а не в результате волеизъявления собственного народа), в рамках неких «демократических принципов», навязанных «мировой общественностью» (а не действующего законодательства конкретных стран), осуществлялись так называемые «революции», а на деле — государственные перевороты в Сербии, Грузии и Украине.
Хронология всех таких «революций» хорошо известна, постепенно становится достоянием гласности и их подноготная, позволяя аналитикам, журналистам и просто гражданам сформировать четкое представление о том, какими методами и в каких перчатках делаются современные «революции». Итак, какова же технология современного переворота?
Опыт последнего десятилетия показывает, что удобнее всего осуществить такой переворот в ходе президентских или парламентских выборов, сам факт проведения которых (а отнюдь не результат) послужит для дальнейшей легитимизации «победившей революции». Разыгрываемый политический спектакль состоит из нескольких действий.
На подготовительном этапе страну, выбранную в качестве объекта воздействия, наводняют эмиссары различных неправительственных организаций, фондов и, разумеется, агенты специальных служб США и их саттелитов. Под их непосредственным руководством и на выделяемые ими деньги формируется костяк будущих «революционных сил».
Далее — пропагандистский этап. С точки зрения успешного проведения «цветного» переворота очень важно выстраивание негативного образа действующего главы государства (как вариант — противника по предстоящим выборам). Неудивительно, что в ход идет самый черный пиар, включающий не только рассмотрение конкретных отрицательных черт его личности и политики, но и апелляцию к глубинным чувствам народа, отсылкам к давней и недавней истории.