– Александр Иванович, что вы скажете по поводу выращивания картофеля?
– Так сразу и не скажу, – управляющий задумчиво потёр переносицу. – Мы в имении засеваем три осьминника. Но это для своих внутренних нужд. И то, только из-за того, что Афанасьевы любили её, а Степанида хорошо может «чертово яблоко» приготовить.
– А почему «чертово яблоко»? – поинтересовался я, перебив Сазонова.
– Так из-за созвучности немецкому «крафт тойфельс», что переводится как «чертова сила», – ответил управляющий. – Большинство крестьян до сих пор отказываются сажать картофель. В ближайших имениях я не слышал, чтобы кто-то выращивал его на продажу.
– А какой урожай «чертового яблока» в имении?
– Семь-восемь пудов с осьминника.
«Чуть больше ста килограммов с сотки, – перевёл я для себя в привычную меру измерений. – Маловато. Даже я, будучи пенсионером в своём времени, в последние годы засаживая сотку для того, чтобы поесть молодого картофеля, получал не меньше ста пятидесяти килограммов. А из меня агротехник был ещё тот».
– Какая стоимость картофеля при продаже? – спросил я.
– Где-то полтора рубля за пуд, – ответил Александр Иванович.
– Когда я ехал в Петербург, мне попалась статья, что можно собирать более ста пудов картофеля с десятины. Подумайте, Александр Иванович, над перспективами.
Я смотрел на Сазонова, который был похож на зависший компьютер. Кажется, моя информация немного выбила его из привычного состояния.
– Мне надо обдумать эту информацию, – наконец произнёс он.
– А я и не тороплю, Александр Иванович. Обдумайте, узнайте больше информации, просчитайте. Возможно, и появится необходимость внести изменения в ваш проект. Кроме того, есть ещё одно предложение.
Управляющий внимательно смотрел на меня.
– Как я увидел в отчёте, цена на сливочное масло, которое вы реализуете в Ямбурге, составляет шестнадцать рублей за пуд. Какое количество коров мы сможем прокормить, Александр Иванович, на наших землях с нормальным питанием в течение года?
– Боюсь, Тимофей Васильевич, к нашим имеющимся пяти – максимум ещё три-четыре. Рабочих рук не хватает. Не сможем достаточного количества сена на зиму запасти. В этом году точно. Сенокос давно прошёл. Если только закупать корма.
– А если предложить крестьянам аренду коров с правом их последующего приобретения? Допустим, что в течение пяти лет они должны будут ежегодно сдавать с коровы в имение десять пудов масла. Остальной надой идёт в личное пользование крестьян. С учетом виденного мною в Курковицах состояния домов и дворов, содержать пока коров в имении. Построить для них общий теплый коровник. За каждой коровой закрепить один двор общины. А за пять лет и крестьяне отстроятся, если мы им по нормальной цене лес предложим. Как вам такой ход?
«Ой, мама мия, кажется, Сазонов завис окончательно, и сегодня я от него вряд ли что разумное услышу, – подумал я, глядя на остекленевшие глаза Александра Ивановича. – Община, конечно, тоже коллективное хозяйство, но совмещение социалистического и капиталистического способов ведения дел требует длительного осмысления».